Медицинская отрасль не стоит на месте и с каждым годом развивается семимильными шагами, эта же тенденция коснулась и слуховых аппаратов, разработанных в коммерческих целях. Значительно улучшилось качество звука и расширен функциональный диапазон за счёт бинауральной обработки на интеллектуальном уровне.
Когда человек, имеющий приобретённую утрату слуха, впервые сталкивается с ношением слухового аппарата, может возникнуть дискомфорт. Который возникает за счёт различия между порогами громкости, к которым он привык ещё хорошо слышащим. Посему крайне важно производить постоянное улучшение разработки слуховых аппаратов, ведь от этого напрямую зависит, насколько качественным и комфортным будет искусственно усиленный звук для человека.
Все мы сталкивались с тем фактором, что чем больше нам нравится новая вещь, тем бережнее мы к ней относимся, тем самым увеличивая срок её службы. Тоже самое касается и СА, ведь первоначальное впечатление самое важное, поэтому так важно придерживаться высоких стандартов качества при их изготовлении, основным фактором которых является качественный звук.
До сих пор так и нет точного определения качества звука. Это обусловлено тем, что для каждого человека оно индивидуально, в качестве наглядной демонстрации следует привести его виденье людьми разных сфер деятельности:
- психологи расценивают качество звука как восприятие;
- доктора физики придерживаются мнения, что его можно определить лишь при помощи характеристик, которые отображают;
- люди, имеющие непосредственное отношение к музыке, воспринимают качество звука по тембру звучания и воспроизводимым обертонам;
- аудиологи имеют мнение о базировании качества слышимого звука на громкости, окружающем шуме, внутреннем шуме (издаваемом самим СА), посторонних звуках и т.д.
Но не стоит учитывать только вышеперечисленных специалистов, каждый владелец слухового импланта качество слуха воспринимает по-своему, базируясь на опыте, а также персональных предпочтениях.
Отличие между усиленным и не усиленным звуком
Было выявлено, что звук, не подверженный усилению, более подвержен влияниям внешних звуковых факторов. Имеется в виду что реверберация, эхопроводимость строений и помещений, фоновая громкость и фоновый шум могут иметь влияние на качество получаемого звука, подаваемого СА. Поэтому для разработчиков очень важно, учитывая вышеперечисленные факторы, производить слуховые аппараты с умышленным усилением звука, способным соответствовать заявленным нормам требуемого потребителями качества.
Акустическая прозрачность
В качестве основных критериев, отвечающих за определение качества слышимого звука, выступает фактор, называемый акустической прозрачностью. Сендлин в своё время ввёл утверждение, что АП представляет собой отсутствие разницы между качеством звука для человека с СА и без оного. Мы же будем придерживаться мнения, что АП, это ничто иное, как «верность» исходящего сигнала СА по отношению к оригинальному. Но в то же время, не стоит из вида упускать тот факт, что другие звуки также должны восприниматься владельцем СА. Проще говоря, СА с максимальными характеристиками акустической прозрачности должен воспроизводить оригинальный звук, компенсируя при этом отсутствие слуха владельца.
Оценка качества звука
Для определения среднестатистического обозначения качественного звука многими исследователями и учёными используются лабораторные исследования и анкеты. Но несмотря на это, до сих пор так и не выявлено общепринятого способа определяющего качество звука.
Исследователь Диллон в своё время провёл ряд экспериментов, основываясь на показаниях шести стимулов. Одним из них было включение собственного голоса испытуемых. Задача заключалась в том, что необходимо было на каждом этапе определить качество звука одного из двух СА. Это требовалось для составления сравнительной характеристики нескольких новых СА.
Кидсер, Латман и Манро для определения качества звука пользовались парным сравнением, которое проявлялось в тестировании владельцами двух аппаратов или двух параметров настроек от одного СА. Основными критериями определения выступали чёткость и комфорт принимаемого звука для испытуемого, в качестве точек отсчёта для сравнения выступали лабораторная тишина и фоновый шум. Данная методика позволяет минимизировать субъективность, отражающуюся на качестве оценки.
Шенкман, Хегерман и Габриельсон являются первопроходчиками метода определения качества воспринимаемого звука, который включает восемь критериев:
- мелодичность звукового образца;
- яркость звучания;
- чёткость;
- полнота звука;
- близость звука по отношению к испытуемому;
- громкость звуковой волны;
- вместительность;
- общее впечатление от звука.
Этот метод успешно используется при оценке слуховых имплантов и не только, производители наушников также по достоинству оценили этот способ,
Хьюмс и Нарендран предпочли изучить потенциал данного метода за счёт измерения качества принимаемого звука группой людей пенсионного возраста. Чем опровергли его универсальность при персональной оценке качества. Ведь всё-таки этот метод больше рассчитан на массовое тестирование в группах людей.
Луи решил пойти иным путём: измерить качество звука на примере его восприятия владельцами кохлеарных имплантов. Для этого всем испытуемым давали оценить тембр музыкальных композиций при помощи дихотомической шкалы, базируясь на значениях 6 критериев. Люди, подвергшиеся испытаниям, должны были дать характеристику музыкальным образцам. В качестве критериев выступали приятность тембра для слуха, естественность звучания, полнота музыкальной композиции, тусклость звука, насыщенность музыки, плавность звучания.
Датчане Delta Senselab в нынешний момент занимаются разработкой методики для оценивания качества звука на уровне тонких различий в СА. Основной задачей стоит нахождение золотой середины среди сочетания образцов звука, критериев, отвечающих за его качество, а также восприятия подготовленных испытуемых. Все эти нюансы призваны для различения качества звука в СА в ситуациях, выходящих за рамки, основываясь на субъективных оценках.
Качество звука и разборчивость речи
Основываясь на исследованиях, проведённых ранее, можно утверждать, что испытуемые на просьбу выбрать СА с наилучшим качеством звука, останавливали выбор далеко не на тех аппаратах, которые бы выигрывали по разборчивости речи. Человек склонен сосредотачиваться звуке больше с эстетичной стороны, нежели с практичной, поэтому выбор и падал на аппаратуру, имеющую большое низкочастотное усиление. И это, несмотря на тот факт, что противоположная характеристика лучшим образом сказывается на качественном восприятии речи испытуемым.
Отвергнув тот факт, что качество воспроизводимого звука и разборчивость речи являются в корне разными понятиями, Киллион придерживается мнения, что они являются неотъемлемой частью одного тандема. Его утверждение базируется на том, что высокий порог качества получаемого звука в обязательном порядке сопровождается способностью разобрать речь при постороннем шуме. Другие исследователи, Соуза и Бойке, отметили, что если подвергнуть показатели, отвечающие за чёткость звучания произносимой речи, испытаниям компрессией, идущей в одном канале широкого динамического диапазона, то между ними наблюдаются высокие значения корреляции. Исходя из этого, вышеуказанная связь между этими двумя критериями является до конца не выясненной.
Качество звука и адаптация
Изучая наблюдения людей пожилого возраста, которые недавно стали обладателями линейно запрограммированных СА и пользовались ими каждый день более 4 часов, Лантман и Манро сделали ряд выводов, касающихся комфортности и личных предпочтений каждого человека. Но прежде всего данные исследования были направлены на качество получаемого звука.
- чёткость звучания;
- личные обобщённые предпочтения прослушивания быстрой речи в лабораторной тишине, на фоновом шуме и при посторонних голосах.
Продолжительность исследований около месяца почти никак не повлияла на восприятие общего качества получаемого звука у испытуемых. Это означает, что данного времени было недостаточно для анализа.
Билатеральные преимущества и качество звука
Символы билатерального типа задают качество звучания билатеральной настройке СА. При помощи двух аппаратов было выявлено более высокое качество звуковоспроизведения с учетом чёткости, вместительности, полноты и общего качества звуковых волн.
В ходе исследований было обнаружено, что наилучшими и самыми объективными показаниями во время испытаний СА являются данные, полученные в процессе обработки показаний людей, слабослышащих на оба уха. Ведь они осуществляют более точное заключение относительно качества звучания за счёт уменьшения дифференциальной интенсивности по порогам. Что, в свою очередь, влияет на улучшение естественного восприятия звука.
Качество звука и удовлетворенность владельцев СА
Для оценивания комфортности носки и качественности СА большая часть вышеперечисленных методов руководствуется двумя типами факторов: внешними и внутренними. Внутренними факторами принято считать пол, демографические показатели, утерю слуха, наличие контакта с СА (то есть его ношения), возраст. К внешним относятся – качество звучания, эстетичность СА, польза от ношения, проблематика настройки и своевременность консультаций.
Часть исследований показала, что качество звука и положительное отношение владельцев СА к своим аппаратам взаимосвязаны между собой. Кочкин же, на основе подобных исследований, в свою очередь выделил три основных фактора, которые наиболее точно определяют качество звука.
Но также стоит отметить, что существует расхождение размером в 20% между удовлетворительностью от СА и качеством звука, которое отметил Бентлер во время своих экспериментов. Это расхождение базировалось на индивидуальности предпочтений, касающихся качества воспроизводимой музыки, естественности слышимого звука, чёткой речи и её громкости.
Улучшение качества звука
Ещё Киллионом в 80-ых годах была отмечена особая важность сведения к нулю количества искажений при широком пропуске звука. Подобного эффекта удалось добиться, начиная с 2009 года, ведь большинство СА свободно пропускают звук выше 10 кГц
Исследования в сфере СА не стоят на месте, что, несомненно, отражается на улучшении качества, априори сказывающегося на удовлетворенности пользователей. Профессором Кочкиным было обнаружено, что люди с новейшими СА более довольны своими аппаратами, чем опрошенные испытуемые, с СА со сроком службы более года.
В последнее время отмечена направленная в лучшую сторону тенденция относительно качества звука в бинауральном типе ушных имплантов и индивидуальной удовлетворенностью пользователя. Сенклер, Гольдштейн и Кочкин писали о возрастании удовлетворенности владельцев СА билатерального типа.
Техника обработки сигнала и качество звука
Рикетс и Хорнби было обнаружено, что цифровой подавитель шума положительно влияет на восприятие СА речи в условиях, приближённых к среднему шумовому фону. Рикетс также провёл исследования среди людей, имеющих незначительную потерю слуха. На этом основании было выявлено, что при выборе качественного звучания они отдавали предпочтение речи, усиленной в высокочастотном диапазоне. Что касается речи с меньшим усилением, то она оставалась без особого внимания. Олсон и Бек приводили в пример опубликованные работы, рассуждающие на тему улучшенного качества звука за счёт расширения полосы пропускания.
Эти исследования не обошли вниманием и Нейман с Соуза, они придерживались утверждения, что качество принимаемого СА звука напрямую зависит от компрессии. В ходе эксперимента подопытные предпочитали компрессию, имеющую более низкие показатели.
С течением времени и развитием технологий бинауральной обработки значения концепции пространственной верности заняла не самое последнее место в взаимоотношении между двумя СА. Качество принимаемого СА звука стало определяться по полноте звучания, близости звука и вместительности. Эти факторы стали неотъемлемой частью в оценке СА.
Профессиональная консультация и подбор слуховых аппаратов на сайте компании Беттертон.
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости