Мы едим меньше мяса и “молочки”, зато чаще готовим картошку.
По тому, сколько тратит народ на свое питание и каким продуктам он при этом отдает предпочтение, можно понять многое о его уровне жизни. Мы решили разобраться с нашей структурой потребления продуктов питания и сравнить ее с таковой у наших более состоятельных европейских и заокеанских друзей.
Хорошая динамика цифр
Окончательных данных Госстата Украины за 2013 год еще нет. И можно предположить, что они могут быть несколько «испорчены» в связи с политическими потрясениями декабря (хотя не факт, что они успели тогда сказаться на экономических показателях).
Но, как говорит Александр Охрименко, структура потребления не меняется так уж быстро, так что мы вполне можем пользоваться данными за 2012 год.
Итак, согласно данным Госстата, с 1999 по 2012 год доходы украинских домохозяйств выросли более чем в 12 раз — от 332 до 4134 грн в месяц (при этом, согласно данным Госстата в среднем цены выросли за этот период – в 3,5 раз). А ежемесячные расходы за это же время подросли в 8,5 раз — с 426,5 до 3591,8 грн. В общем, в среднем жить нам «стало лучше, жить стало веселее», и за счет разницы между доходами и расходами украинцы стали богаче.
В полном соответствии с ростом нашего материального благополучия можно заметить и снижение доли продуктов питания в общей структуре расходов: с 60% до 50,2%. Соответственно, выросла доля других расходов, в частности на непродовольственные товары и услуги — с 29,5% до 37,2%.
Доля расходов на образование, а также культуру с 2002 года (за предыдущие годы данных нет) практически не изменилась (это, кстати, у нас самые маленькие статьи расходов, чуть подробнее об этом читайте дальше). Но, что обидно, в 2008 году мы на отдых и культуру тратили чуть больше — 2,5%, а на образование как в 2002-м (1,2%), так и в 2012-м (1,3%) тратили одинаково.
На фоне Европы, или мы — самые прожорливые
Когда мы говорим о различиях в менталитете и образе жизни жителей разных стран, мы даже не представляем себе, насколько они велики. И порой увидеть это наглядно можно только тогда, когда в ход идут цифры.
РЕЙТИНГ. В конце прошлого года РИА «Рейтинг» опубликовало результаты исследования по доле расходов семей на продукты питания в различных странах Европы (расчеты брались, исходя из доходов за год). Оказалось, что меньше всего в структуре своего семейного бюджета на продукты питания отводят в Люксембурге — всего 8,8%. Далее идут Великобритания (9,1) и Швейцария (9,6%).
Интересно взглянуть на результаты в наиболее крупных и влиятельных странах ЕС. В Германии семья из своих совокупных расходов выделяет на продукты питания 12,1%, а во Франции — 15,9.
Для Украины в этом рейтинге тоже нашлось место — почетное 40-е, оно же последнее. Согласно государственной статистике за 2012 год, наши семьи в среднем тратили на продукты питания и безалкогольные напитки 50,2% всех своих расходов. В этом плане мы оказались «прожорливее» всех наших ближайших соседей: и Польши (25,1%), и России (30,3), и Беларуси (40,8), и Молдовы (43,2%). Впрочем, что касается Беларуси, то, по словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, там доля затрат на питание искусственно занижена за счет поддерживаемых государством относительно низких цен на продукты.
ЗАКОН. В позапрошлом веке прусский экономист Эрнст Энгель сформулировал ряд экономических законов, носящих теперь его имя. Они касаются изменения структуры расходов людей (и семей) в зависимости от роста их доходов. По мнению Энгеля, расходы на продукты питания должны расти медленнее, чем доходы. Их доля в общей структуре расходов будет уменьшаться, а вот расходы на путешествия, отдых, образование, культурные и другие «несъедобные» мероприятия должны расти. При этом сами продукты питания будут изменяться в сторону более качественных. Экономисты утверждают, что выводы прусского ученого все эти годы хорошо подтвержда-лись на практике, причем в разных странах и на разных континентах.
Из этих законов следует, что в странах с более богатым и благополучным населением доля расходов на питание должна быть ниже, чем там, где с материальным благополучием народа сложилось не очень.
РАЗЛИЧИЯ. «Действительно, — говорит экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — Чем дальше мы будем двигаться в сторону Западной Европы, тем меньше будут весить продуктовые корзинки домохозяйств». Зато возрастают другие расходы, причем заметно, что снижение затрат на питание дома зачастую в какой-то мере перекрывается затратами на питание вне его. В Люксембурге, например, на кафе и рестораны тратят ненамного меньше, чем просто на продукты (7,4%), а в Великобритании даже больше — 10%.
В Украине же пока еще сохраняется домостроевское безразличие к общепиту — на посещение кафешек и перекусы на ходу мы выделяем в среднем 2,5% расходной части своего бюджета.
КУЛЬТУРА. На чем еще экономят украинцы по сравнению с более благополучными европейцами, так это на культурном отдыхе. На него мы тратим всего 2%, — как говорит Александр Жолудь, «по причине бедности населения». Меньше нас за культуру и отдых в Европе платят только молдаване — 0,9%. А самыми большими любителями культуры в Европе оказались австрияки: аж 12,8% семейных расходов уходит на культурные мероприятия.
Зато в вопросе любви к сигаретам и алкоголю мы вполне на европейском уровне — 3,5%.
Что касается других отличий в структуре расходов, то, по словам Александра Жолудя, в Европе выше доля коммунальных расходов (20—30% против наших 10%) и расходов на транспорт (в среднем 15% в Европе и 4,3% у нас, но не надо забывать, что у европейцев и среднее количество автомобилей выше).
Хлеб бедным, мясо богатым
Согласно все тем же законам Энгеля, и структура нашего домашнего меню должна заметно отличаться от таковой в более богатых странах.
В общем, так и есть — мы едим относительно больше хлеба и картофеля. В 2012 году мы потребили 109 кг хлебопродуктов в среднем на «один рот».
При этом считается, что рациональная норма потребления таковых — 101 кг. К сожалению, прямо сравнить потребление подобных продуктов с Западом у нас не получается — в найденных нами статистических данных объем потребления дается вместе для хлебопродуктов, круп и бобовых. Для США или, например, Германии этот показатель составляет около 90 кг, а для Австрии — вообще меньше 80 кг. То есть очевидно, что именно хлеба там едят в разы меньше, чем мы.
МЯСО. Совершенно обратная картина с потреблением мяса и мясных продуктов. В пересчете на первичный продукт (с учетом сала и субпродуктов) их в 2012-м украинцы съели примерно по 60 кг на брата. В США же за год съедают примерно по 120 кг, во Франции — около 100 кг, в Германии, Великобритании, Италии и еще ряде европейских стран — около 90 кг, и все это без сала и субпродуктов.
МОЛОЧКА. Не слишком весело у нас и с молоком и молокопродуктами. За год мы потребляем их около 235 кг, при этом минимальной нормой потребления считается 280 кг в год. Для сравнения, на среднестатистического немца в год приходится около 440 кг молока и продуктов из него. Сравнить с потреблением в США и ряде европейских стран вроде Великобритании сложнее — там в статистику не включается сливочное масло. Но и без учета оного среднестатистический англичанин потребляет 241 кг молочных продуктов, итальянец — 256 кг, а американец — 270 кг.
То есть по наиболее ценным продуктам питания наше отставание видно невооруженным глазом.
ФРУКТЫ И ЯГОДЫ. Еще что отличает относительно состоятельного человека, так это увеличенное потребление фруктов и ягод. Согласно данным Госстата, их мы съедаем (вместе с орехами) около 45 кг в год при норме 68 кг. А вот в США — 110 кг, в Великобритании — около 130 кг, во Франции — около 120 кг, а в Италии вообще полтора центнера. И это — без учета орехов.
В общем, пока что практически по всем продуктам, характеризующим благополучность общества, мы заметно отстаем в потреблении от развитых стран.
Жить как в Европе
Хотя наша структура потребления еще очень сильно отличается от таковой в развитых странах, изучение ее динамики показывает, что она движется в сторону сближения.
«Если мы сравним ситуацию даже с 2000-м, то увидим, что пусть и не быстро, что украинцы все же начинают превращаться в европейцев с точки зрения структуры затрат и привычек», — говорит Александр Охрименко.
Например, с 2000 года в полтора раза выросло потребление мяса. Почти на треть больше мы стали есть рыбы — а это, по словам Александра Охрименко, еще один признак того, что общество богатеет. Правда, рост был бы еще больше, не вмешайся кризис — максимальное количество рыбы — 2,1 кг в месяц — мы ели в 2008 году, а в 2012-м — 1,7 кг.
Так же волнообразно вели себя и объемы потребления молочных продуктов, поэтому с 2000 года они выросли всего лишь примерно на 15%. И вообще — впервые рост потребления молочных продуктов после спада в 2008 году был отмечен только в 2012 году. И в 2013-м рост продолжился — по итогам первого полугодия, этой продукции в Украине продали на 15,8% больше, чем за аналогичный период 2012-го.
Кроме того, как указывает Александр Жолудь, внутри этого сегмента произошли заметные сдвиги в сторону более дорогих молочных продуктов вроде сыров и йогуртов. Так, по данным потребительской панели домохозяйств GfK Ukraine, в январе-сентябре 2013 года потребление йогуртов и молочных десертов в Украине выросло в натуральном выражении на 25% по сравнению с первыми 9 месяцами 2012 г. Это при том, что традиционные молочные продукты заметного роста не показали.
И по поводу уже упомянутого индикатора «кому жить хорошо» — потребление фруктов. С 1999 года оно в Украине выросло на 90%.
То есть по мере того, как улучшается наше с вами благосостояние, мы все больше в своих потребительских привычках становимся похожими на европейцев.
Читайте также:
Вместо Беркута создадут новое подразделение – МВД
Севастополь отказался выполнять приказ о ликвидации «Беркута»
СМИ: ульяновских десантников готовят к отправке на Украину (Видео)
Источник: “Сегодня”
Автор: Ряполов Константин
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости