В Турции прошла международная выставка IDEF-2017, на которой были представлены новинки украинского ВПК.
По данным гендиректора “Укроборонпрома” Романа Романова, украинская и турецкая стороны подписали на выставке несколько соглашений, позволяющих реализовать проекты, связанные с производством боеприпасов, а также различной авиатехники. В “Укроборонпроме” считают результаты турецкой выставки настоящим прорывом, потому что до сих пор военное сотрудничество Украины со странами НАТО, к которым относится и Турция, было эпизодическим.
ТУРЕЦКИЙ ВОЯЖ. Международная выставка IDEF-2017 проходила в Турции с 9 по 12 мая. Свою продукцию выставили около 800 компаний из более чем 50 стран мира. “Укроборонпром” показал перспективную бронетехнику — бронетранспортер БТР-3Е1, бронемашину “Дозор-Б”, а также новейший танк БМ “Оплот”. На украинском стенде был и боевой робот “Фантом”, оснащенный ПТРК “Барьер” (о “Фантоме” и других боевых роботах, которые используются в различных армиях мира, “Сегодня” уже рассказывала). Посетители увидели отечественный переносной гранатомет, созданный на киевском конструкторском бюро “Луч”. Устройство оснащено внутренним процессором, позволяющим вести огонь с учетом особенностей окружающей среды. Были представлены и разработки украинского авиапредприятия “Антонов”.
Посетивший IDEF-2017 секретарь СНБО Александр Турчинов назвал украинскую экспозицию наиболее масштабной за все время независимости Украины! Она вызвала интерес и у турецкой стороны. Так, турецкая компания ASELSAN и госпредприятие “Антонов” подписали меморандум о взаимопонимании, касающийся оснащения самолетов семейства Ан-148 радиоэлектронным оборудованием. Работа должна начаться с пассажирского самолета Ан-158 (дальнейшее развитие Ан-148) и военно-транспортного Ан-178. Почти одновременно с этим событием ГП “Антонов” объявило о планах создания самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) на базе Ан-148.
Как уже сообщала “Сегодня”, в качестве базы для самолета ДРЛО рассматривался Ан-178, который был представлен на киевском авиафестивале 16—18 сентября 2016 года. Самолет ДРЛО фактически представляет из себя летающий радар, предназначенный для обнаружения целей в воздухе, на земле и на воде, а также координации действий сил союзников. Подобные самолеты стоят на вооружении в 19 странах мира, включая США, Саудовскую Аравию, Россию.
По мнению директора информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергея Згурца, украинской армии необходимо как минимум три самолета ДРЛО — один на ремонте, один в готовности и один на дежурстве. Самым важным элементом такого самолета считается сам радар, который, по словам Згурца, украинской стороне в свое время предлагала шведская компания Saab (самолет с аналогичным оборудованием стоимостью в $670 млн в 2014 году поступил в распоряжение армии Саудовской Аравии). В Украине же, судя по всему, решили остановиться на турецком варианте.
Кроме того, предприятия “Укроборонпрома” подписали соглашение о сотрудничестве с турецкой корпорацией MKEK, которая является основным производителем взрывчатых веществ, боеприпасов для стрелкового, тяжелого вооружения, а также артиллерийских систем, стоящих на вооружении турецкой армии. “Не секрет, что проблема боеприпасов в Украине становится все острее. Луганский патронный завод для нас потерян, а заявления о создании собственного патронного производства пока остаются нереализованными”, — пояснил важность этого события эксперт по вопросам ВПК Максим Глущенко.
И, наконец, на выставке IDEF-2017 был подписан меморандум о сотрудничестве между “Укроборонпромом” и корпорацией Turkish Aerospace Industries. Документ касается разработки различных моделей беспилотников, включая ударные аппараты. Максим Глущенко считает это направление очень актуальным: “Военным не хватает современных машин, потребности удовлетворены на 5—7%”. По словам эксперта, боевые действия на Донбассе дали толчок к развитию беспилотной авиации в Украине. Сегодня этой тематикой занимаются около тридцати фирм, и некоторые из них уже представили полноценные машины класса поля боя, которые успешно прошли ведомственные испытания. “Их огромный плюс — в пять-десять раз меньшая цена, чем у западных аналогов. Но есть и минус — основные комплектующие иностранного производства. И доступ к ним у частных производителей ограничен”, — отметил Максим Глущенко. По его словам, кооперация с западными компаниями поможет ускорить создание тактических и стратегических беспилотных комплексов, но следует обратить внимание на то, что даже в сегодняшних условиях в Украине уже появляются разработки и в этих классах: “И государству дешевле будет поддержать их, чем закупать дорогостоящие западные образцы”.
Боевой робот “Фантом”. Украинские изделия заинтересовали турецкую сторону
С КЕМ СОТРУДНИЧАЕМ. Итоги выставки в “Укроборонпроме” считают прорывом. “Сотрудничество с Турцией, страной — членом НАТО с мощным оборонно-промышленным комплексом, имеет для нас важное значение. В рамках IDEF-2017 был подписан ряд ключевых соглашений, которые позволяют реализовать перспективные проекты в различных сферах, включая производство боеприпасов, создание ударных беспилотников, а также другой авиационной техники”, — отметил гендиректор “Укроборонпрома” Роман Романов.
До сих пор сотрудничество украинского ВПК с НАТО носило эпизодический характер. Можно вспомнить высокоточную управляемую ракету Falarick, которую в 2010 году разработало киевское КБ “Луч” по заказу бельгийской компании CMI. Еще одним натовским партнером Украины является Польша. В конце 90-х годов Харьковское конструкторское бюро им. Морозова оснастило советский танк Т-72Б 120-мм орудием под натовские унитарные боеприпасы (танк стал называться Т-72-120). В интересах этой же страны в 2005—2006 годах был модернизирован БТР-80. А вот создание совместного предприятия с польским производителем бронежилетов “Любава” натолкнулось на бюрократические проблемы внутри Украины. Сильно затянулось строительство нового украинского корвета, которое должно было происходить с участием иностранных компаний, а также проект глубокой модернизации вертолета Ми-24 с участием французской компании Sagem.
Во время войны на Донбассе, в 2014—2016 годах, иностранная помощь Украине носила “нелетальный характер”. Чемпионом в этом отношении стали США, которые, по данным Минобороны, предоставили Украине помощь на сумму в $175 млн. В целом же, по информации экспертов Defence Express, Запад почти не делится с Украиной своими достижениями. “Начиная с 2015 года поставки в Украину элементной базы, узлов и агрегатов, необходимых для изготовления военной техники, ограничены. Это не позволяет обеспечить достаточный конкурентный уровень новым образцам военной техники, которые разрабатываются и производятся в Украине. Таких же методов отдельные страны придерживаются и в отношении России, против которой, в отличие от Украины, введены санкции”, — отмечают в Defence Express.
Впрочем, по мнению Максима Глущенко, меморандумы, подписанные в Турции, пока представляют из себя лишь протоколы о намерениях. “На данном этапе трудно сказать, какие именно проекты будут реализовываться. Мы имеем более или менее четкую информацию по двум направлениям — сотрудничество в области производства боеприпасов и беспилотников. Но если сотрудничество между двумя странами обретет реальные черты в виде заключенных контрактов и реализованных двухсторонних проектов, то это станет положительным сдвигом для нашей оборонки”, — отметил “Сегодня” эксперт.
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости