Темы дня:

Uber и Uklon контролируют около 60% рынка такси — CEO Transflot

Uber и Uklon контролируют около 60% рынка такси — CEO Transflot

CEO Transflot Виктор Федосюк о перераспределении рынка такси в пользу Uber и Uklon, о такси на “евробляхах” и перспективах развития в Украине электротакси.

Это интервью началось с главного редактора delo.ua, которой написал CEO Transflot Виктор Федосюк. На планерке она спросила, почему мы не пишем о легальных такси. И я подумала, почему же не пишем? Пишем.

Когда мы встретились с Виктором Федосюком, в первые минуты он сообщил, что он хотел бы поговорить и про зло на рынке такси (cпойлер — этим злом оказались такси на еврономерах).

В общем, CEO Transflot — о том, как начинался рынок бизнес-перевозок для такси, почему в Украине очень мало компаний, которые перевозят пассажиров на электромобилях, а также об “отмирании” классических такси и захвате рынка Uber и Uklon.

Расскажите о компании Transflot. Как возникла идея, на каких перевозках специализируетесь, сколько и какие автомобили в парке?

Я в транспортном бизнесе с 2009 года. Компания Transflot, которую я основал и в которой работаю по сей день, занимается транспортным обслуживанием разного рода мероприятий — командировки, конференции и т. д. Это пассажирское обслуживание от разовых поездок по городу до больших мероприятий.

Например?

Например, наша компания организовывала пассажирские перевозки во время проведения финального матча Лиги чемпионов UEFA 2017/18 годов — матч прошел в Киеве в мае этого года. Мы были главным автобусным поставщиком: по Киеву у нас работало чуть более 200 автобусов, а всего мероприятие обслуживало около 350 автобусов.

А кого перевозили?

Официальные делегации UEFA, спонсоров матча.

А финалистов — команды “Реал Мадрид” и “Ливерпуль”?

Так как в Украине очень мало больших хороших автобусов, то команды решили пригнать свои автобусы. Для понимания: в Украине пока нет больших автопарков с автобусами. Единственный “свежий” автобус купил “Киевпасстранс”. Он один такой — 2017 года. Есть автобусы 2014-2016 годов выпуска, но они на регулярных линиях курсируют в Европу.

CEO Transflot Виктор Федосюк. Фото: Delo.ua

В каком сегменте сейчас работает ваша компания?

В конце 2017 года к нам зашли инвесторы, мы приобрели парк собственных автомобилей и сосредоточились на новом для нас направлении — корпоративное такси.

Более того, мы концентрируемся не только на бизнес-лицах, но и обслуживаем членов их семей, в частности детей. В целом у Transflot есть такой сервис — мы привозим и забираем детей в/из школы. С утра у нас половина нашего автопарка работают на “школьных развозках”.

Какой у вас автопарк?

36 авто. В наших планах довести автопарк до 150 машин за 2 года. Если найдем дополнительные инвестиции, может быть и быстрее. У нас 22 машины Citroen Grand Picasso — авто семейного плана, 10 машин бизнес-класса Toyota Camry. И сейчас мы выходим на регулярное ежемесячное пополнение нашего автопарка автомобилями стандарт-класса (Toyota Corolla). Отмечу, что у нас 5 авто с детским креслом.

Какой объем инвестиций нужен для такого парка?

Это больше миллиона долларов.

Какая ценовая политика?

У нас цены выше рынка, но нет никаких коэффициентов — дождь, час пик, ночь и т. д. Но у нас не большой парк автомобилей, потому не всегда есть свободная машина. Мы работаем только на собственных авто, без привлечения частных сторонних водителей, и это наш сдерживающий фактор для роста.

Какой процент у вас безналичного расчета?

80-90% — это заказы по безналичному расчету. В некоторых машинах есть терминал.

Расскажите подробно, как стартовать с таким бизнесом.

Если мы говорим о юридической стороне, то все просто — зарегистрировали компанию, на нее приобрели автомобили. Пакет документов на авто и основные документы по компании отдали юристу, согласовали с арендодателем договор на аренду территории автопарка. Юрист подает документы в Министерство инфраструктуры (точнее в “Укртрансбезпеку”), и через неделю уже есть лицензия. При чем лицензию сейчас не выдают, она находится онлайн в базе. В этой же базе можно проверить, лицензированный автомобиль или нет.

Пока обслуживаете пассажиров только Киеве?

Да. У нас есть партнеры во Львове, Одессе, Днепре. Это те компании, которые помогают нашим клиентам с транспортным обслуживанием.

А планируете “идти” в другие города?

Пока у нас нет таких планов, потому как рынок в Киеве достаточно большой.

Как вы его измеряете?

95% рынка находится в тени, поэтому это субъективные оценки участников. Считается, что в Киеве 25-30 тыс. машин. Каждая в среднем совершает 10 поездок в день (включая Uber и Uklon). Средняя стоимость поездки — 100 грн. Это те субъективные вводные данные для расчета объема рынка.

Захват рынка: Uber и Uklon

Кто ваши конкуренты?

С конкурентами мы особо не сталкиваемся, потому как работаем в бизнес-сегменте. Это не классическое такси. Да, у нас есть короткий номер, по которому у нас можно вызвать автомобиль, но это небольшое количество заказов — до 10%.

Это неплохой ход, заходить в сегмент “такси для бизнеса”. Наличие денег и нет трудностей с ведением бизнеса легального такси…

Нет, но в сегменте такси другая сложность. Еще 5 лет назад в Киеве было около тысячи классических диспетчерских, в 2015 году их было уже 300, а на сегодня к основной “бочке” (биржа в Киеве, куда можно скидывать заказы) подключены 32 диспетчерские. Сейчас диспетчерские ужимаются, пытаются оптимизировать свою деятельность и т. д. Это произошло, потому что Uber и Uklon очень сильно “отжали” рынок. На сегодня за этими двумя компаниями находится около 60% рынка такси, или даже больше.

Но это не ваши конкуренты.

Исходя из того, что мы со своими автомобилями, мы автономны. По большому счету мы свои авто можем “отдать под” Uber. Некоторые компании, некоторые диспетчерские, у которых были свои машины, так и поступили. Это движение рынка, которое уже не изменить ничем.

CEO Transflot Виктор Федосюк. Фото: Delo.ua

Почему две компании забрали такой процент рынка?

Удобство вызова и наличие машин. Но если ранее эти компании начинали с минимальных тарифов и привлекали пассажиров бонусами, то уже сейчас и Uber, и Uklon могут позволить себе нерегулируемо поднимать тарифы.

Как можно урегулировать рынок?

Скажем так: никакими законопроектами рынок такси не урегулировать. Уже поздно. Сейчас мы обсуждаем с властями столицы запуск киевского такси, по типу муниципальной службы. Сложно спрогнозировать спрос, это пока только идея. Но это одно из направлений решения.

Но это точечное решение, а если говорить о рынке в целом? И позволят ли чиновники урегулировать рынок такси?

У чиновников нет интереса позволить или не позволить вывести рынок из тени. Просто сейчас это нерегулируемый рынок, где хаос и анархия. И в нем сформировались свои течения.

Но полиция же может остановить такси, проверить документы?

А как? Сейчас основная масса автомобилей такси ездит без шашечки, даже авто Uber и Uklon без шашечек. Есть надписи, да. Но как доказать, что водитель перевозит пассажира за деньги? Никак.

Хоть как-то контролировать рынок можно только контрольными закупками, но это метод выборочный и с большой вероятностью коррупционной составляющей. Поэтому, повторюсь, рынок не урегулировать административными методами. Можно давать какие-то преференции легальным такси.

Получается, что Uber и Uklon работают в условном, полулегальном рынке?

Да. Об этом все знают, но это реалии украинского рынка. Сейчас компании набирают себе все машины, главное — забрать рынок у диспетчерских. С самого начала, когда Uber начал работать в Украине, были профессиональные водители, были и не официальные водители, но с нормальными, чистыми машинами. Водители волновались за свой рейтинг.

После в украинском представительстве Uber сменился руководитель (в январе 2017 года в украинском офисе Uber сменилось руководство. Аркадий Вершебенюк, генеральный менеджер украинского офиса Uber, покинул компанию. Новым генеральным менеджером в Украине и СНГ стал Алексей Стах — ред.) и компания начала набирать любые авто. Были отменены требований по возрасту машины. К чести нашего родного Uklon можно сказать, что с приходом пару лет назад на рынок прямого конкурента Uber, коллеги из Uklon начали более критичнее отбирать автомобили и контролировать качество сервиса.

Как в Украине можно найти официального перевозчика?

В Украине с конца августа заработал электронный кабинет перевозчика. Он доступен на сайте e-services.dsbt.gov.ua, а также — на сайте Кабмина в разделе Электронные услуги. Можно забить номер машины и посмотреть, есть ли машина в лицензионном списке.

Вообще узнать, какая машина лицензирована, можно только тогда, когда есть номер машины.

CEO Transflot Виктор Федосюк. Фото: Delo.ua

Какие документы должен иметь водитель, чтобы доказать, что перевозчик лицензирован?

Копия лицензии. Да и то, сейчас уже не выдают лицензию как таковую на руки. Есть выдержка из базы перевозчиков.

Лицензия на такси такая же, как и лицензия на нерегулярные заказные перевозки, и если авто лицензировано как такси, то должен быть таксометр, шашечка, фонарик с зеленым и красным цветом, а машина должна проходить регулярное техобслуживание (если новая машина — раз в год, если авто больше года — раз в полгода). Но к пассажиру может приехать машина без таксометра, без шашечки, но она все равно может быть лицензирована, потому как машина может выполнять нерегулярные пассажирские перевозки. В этом случае у нее должен быть договор с диспетчерской службой на информационное обслуживание и копия лицензии. Это такой “финт” в законодательстве.

З.Л.О.

Вы с самого начала сказали, что сейчас на рынке такси есть “зло”. Что вы имели в виду?

Это “евробляхи”. Более того, авто на европейских номерах перекочевали уже в Uber и Uklon.

В чем риски?

Покупается автомобиль за $2-$3 тыс., зачастую это “битые” авто. Главное, чтобы она хотя бы год отъездила, отработала свои деньги. Нанимается водитель с минимальным планом поездок, который должен привести в день не менее 500 грн.

За полгода эти “инвестиции” отбиваются, и, если авто ломается, никто его уже не чинит. Автомобиль просто ставят на обочине и берут следующий.

Эти машины не проходят никакого техобслуживания, они не застрахованы. Вообще за машиной никто не следит, масло заливается просто для того, чтобы она не заглохла. Это сумасшедшие риски на дорогах.

Более того, если водитель работает в такси, у него меняется манера вождения. Это логично — человек гонится за заказами, ему нужно сделать план. Могу судить по себе — за полгода, которые я был водителем такси, у меня изменилась манера вождения в худшую сторону. Я так ездил до того момента, пока не попал в ДТП. А теперь возьмем водителя авто на “евробляхах”, у которого вообще нет никакой ответственности.

И что нужно делать?

Я не политик, потому мне сложно сказать. Думаю, что на сегодня Украине нужно решать этот вопрос на правительственном уровне со странами, откуда больше всего завозят авто на еврономерах — с правительством Литвы, Польши и Эстонии. Думаю, что эти страны могут урегулировать въезд в Украину автомобилей на “евробляхах”.

Электромобили и такси

Почему компания не закупила для автопарка электромобили?

У электромобилей есть определенный срок службы батареи. Если электрокар использовать для собственных перевозок, батарея служит от 6 до 8 лет, но если такой автомобиль будет в такси, то срок службы — 1-2 года. Стоимость батареи — половина стоимости самого электрокара.

Пока мы не идем в сторону электромобилей, потому что в Украине нет инфраструктуры под “зеленые” авто. Например, службы такси, в автопарке которых были электрокары, боялись отправлять авто в аэропорт “Борисполь”, потому как был риск остановки на полпути.

Пока технологии не дошли до того, чтобы использовать электрокары в коммерческом плане.

А когда в Украине в будущем можно запустить такси с парком электромобилей?

Наша компания планирует уже через 3-5 лет перейти на электромобили.

 

Источник: Дело

Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости