В 2014 году топливно-энергетический комплекс останется для Украины одной из самых проблемных отраслей экономики. Никаких реформ и особых производственных прорывов не ожидается.
В 2014 году топливно-энергетический комплекс останется для Украины одной из самых проблемных отраслей экономики. Никаких реформ и особых производственных прорывов не ожидается. В сфере добычи углеводородов царит пессимизм, как и в сфере тарифной политики. От бюджетного субсидирования сферы ЖКХ правительство не откажется, а значит, кризис неплатежей только усугубит плачевное положение энергетиков и газовиков. Впрочем, есть надежда на улучшение ситуации на рынке нефтепродуктов. Возможно, цены на топливо и не особо снизятся, но правила игры станут более прозрачными и понятными.
Юрий Корольчук, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий
Этап трехлетнего газового конфликта и недоразумений с Россией закончился, исходя из последних ценовых договоренностей по газу – $268,5 за 1000 куб. м. Поэтому в 2014 году ритм работы будет более взвешенным и пройдет под знаком переговоров с Россией. Вопрос уже будет конкретно касаться создания консорциума по развитию украинской ГТС, а также поиска юридической формы существования такого образования. Высока вероятность того, что в обсуждении этого вопроса будет принимать участие и европейская сторона. Скорее всего, Германия и ее ведущие газовые компании E’On и Wintershall. Думаю, второй этап переговоров закончится еще в первой половине 2014 года, потому что именно сейчас и начались реальные торги.
Также позитивным моментом я бы назвал возможное увеличение транзита газа. На протяжении лета-осени 2013 года объем транзита газа через территорию Украины в Европу выровнялся и составил 82 млрд куб. м. Это лишь немногим больше показателя 2013 года – 81,1 млрд куб. м. Но ведь в начале года прогнозы были совсем пессимистичные: ожидалось снижение до уровня 72-73 млрд куб. м. И хотя в бюджете-2014 записан ожидаемый транзит – 82 млрд куб. м, при условиях позитивного решения «газовых вопросов» можно рассчитывать на его повышение до 85-87 млрд куб. м.
А вот отечественная добыча газа переживает не лучшие времена. Крупнейшая государственная компания «Укргаздобыча» в 2013 году увеличила добычу всего на 102 млн куб. м, до 14,88 млрд куб. м, и то только благодаря тому, что на нас давила высокая цена российского газа. Не уверен, что в дальнейшем у них хватит ресурсов и стимула удерживать даже нынешний уровень. Более успешной в этом плане будет деятельность «Черноморнафтогаза». По результатам 2013-го добыча на шельфе составит 1,65 млрд куб. м, что на 40% больше, чем в 2012-м. Именно ее показатели и будут в 2014-2015 годы выравнивать уровень добычи газа в Украине.
Проект строительства LNG-терминала будет отложен на неопределенный срок, так как цена российского газа $268,5 делает экономически невыгодной доставку сжиженного газа в Украину. Сегодня на мировых рынках он стоит $400-450, а с учетом операционных затрат на выходе цена повысится до $500-600. Говорить о возобновлении проекта можно будет только после завершения контракта с Россией в 2019 году или повышения цены российского газа до $400. Ну, или участия самой России в строительстве этого терминала.
Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95»
В отрасли государственной нефтегазодобычи в 2014 году, на мой взгляд, будут преобладать негативные тенденции, и прежде всего это касается госкомпаний «Укрнафта» и «Укргаздобыча». На их долю суммарно приходится более 90% добычи нефти и газа в стране. В последние годы все ключевые показатели «Укрнафты» снижаются, с 2008 года добыча нефти упала на 40%, до 2 млн тонн. «Укргаздобычу» ждет аналогичный крах показателей: добыча газоконденсата и нефти пикирует уже пять лет, а в конце 2013 года прозвучал первый «тревожный звонок» и по газу – в ноябре впервые снизилась его добыча. Из-за серьезного недофинансирования на протяжении последних лет переломить ситуацию быстро не получится, и в ближайшие годы отрасль будет показывать спад добычи. Зато обратная ситуация прослеживается в частном секторе: здесь уже наблюдается рост добычи нефти и газа и повышающийся интерес инвесторов. Но там объемы пока очень несущественные.
Сдержанный оптимизм есть по поводу увеличения транзита нефти трубопроводами, прежде всего за счет активной работы владельцев украинских НПЗ в Одессе и Лисичанске. С высокой вероятностью можно ожидать начала поставок российской нефти для Одесского НПЗ по маршруту Броды – Одесса, где-то 2-2,5 млн тонн в год. В проект российского экспортного графика на первый квартал 2014 года уже внесено 750 тыс. тонн по этому направлению. Но основной прирост транспортировки должен состояться за счет Лисичанского НПЗ, принадлежащего компании «Роснефть». Его запуск запланирован на весну 2014 года. Объемы переработки пока неизвестны, но можно предположить, что они будут не меньше, чем до остановки предприятия в 2012 году – около 5 млн тонн в год (мощность ЛИНИКа 7,2 млн тонн).
Главным эффектом от оживления отечественной нефтепереработки будет восстановление паритета на рынке нефтепродуктов между импортом и внутренним производством. Это дополнительно усилит конкуренцию. А появление такого мощного игрока, как «Роснефть», способно вызвать серьезные изменения в работе рынка. В частности, более настойчиво требовать от правительства ликвидации теневого топливного сектора, достигающего, по разным оценкам, свыше 30% рынка Украины.
Александр Харченко, директор Центра исследования энергетики
Надеюсь, что 2014 год станет годом смены вектора развития в энергетике. Тенденции должны поменяться с минуса на плюс, предпосылки есть. Ведь 2013-й был годом принятия решений и прорывов: новый закон об основах функционирования рынка электроэнергетики, новые правила экспорта, завершение разработки новой версии стратегии развития энергетики. Можно ожидать, что серьезно увеличится экспорт электроэнергии – в первую очередь в Европейский Союз. Это потребует увеличения добычи угля, ведь, по сути, украинский уголь будет продаваться по проводам. Логическим продолжением решений 2013-го должно стать введение стимулирующего тарифообразования в электроэнергетике для распределяющих компаний, что позволило бы им проводить модернизацию.
Если этого не произойдет, то болезненные проблемы, с которыми энергетики живут уже не первый год, в 2014-м только усилятся. На сегодня понятно, что никакого изменения тарифов для бытовых потребителей не будет – таково решение правительства. Политический фактор 2015-го уже сейчас «нависает» над энергетикой, и в следующем году ситуация не улучшится. Это же касается и бюджетного платежного кризиса в энергетике и ЖКХ. Задолженность перед энергетиками и газовиками как по субвенциям, так и за поставленные бюджетным организациям свет и тепло в лучшем случае стабилизируется – где-то на уровне 20 млрд гривен. Вексельные схемы не помогут закрыть проблему. Поэтому кризис неплатежей будет по-прежнему мешать модернизации и качественным ремонтам облэнерго и облгазов.
Итогом станет в лучшем случае «замораживание» имеющегося на сегодня состояния основных фондов, а в худшем украинская энергетика – и сети, и генерация – продолжит деградировать. Что дальше? Массовые отключения населенных пунктов от электроэнергии – как следствие погодных условий, а также аварии на электростанциях, по масштабу схожие с аварией на Углегорской ТЭС. А там уже недалеко будет и до импорта электроэнергии. И это в стране, энергетический комплекс которой строился для обеспечения всей Восточной и Центральной Европы.
Виталий Давий, президент Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Украины
В 2014 году развитие альтернативной энергетики может замедлиться. Главные факторы: дефицит финансовых ресурсов и непрозрачная модель согласования технических условий на подключение новых объектов «зеленой» генерации к сети. Нехватка финансовых ресурсов в 2013 году, которая преследовала украинских девелоперов возобновляемой энергетики, в 2014-м усилится из-за падения интереса европейских игроков к украинскому рынку. Новые объекты в 2014 году будут, безусловно, строиться, но итоговый результат по строительству новых мощностей может оказаться на 25-30% ниже.
Скорее всего, наиболее интенсивно будут развиваться направления, в которых игроками уже являются крупные украинские финансово-промышленные группы – солнечная и ветровая энергетика. Главным игроком в сегменте солнечной энергетики является группа «Укрподшипник» и аффилированные структуры, в сегменте ветроэнергетики – «Ветряные парки Украины» и ДТЭК. Так же активно будет развиваться сегмент тепловой генерации на основе биомассы, в первую очередь, благодаря высокому тарифу на тепло для бюджетных и коммерческих структур (более 1000 гривен за 1ГКалл).
Стоит отметить, что порог входа в бизнес по производству и продаже тепла на основе биотоплива гораздо ниже, чем в сегменте солнечной или ветровой энергетики. Если 1 МВт установленных мощностей в данных направлениях в среднем стоит (капитальные вложения) соответственно 2-2,5 млн евро, то в биотопливном сегменте (производство тепла) – 0,15 млн евро. Окупаемость котельных на биотопливе – 1,5-2 года, а проекты солнечной и ветровой энергетики окупаются за более чем 4-5 лет. Но мы ожидаем, что в 2014 году будет снижен процент местной составляющей для солнечной энергетики с 30% до 25%.
Источник: Forbes
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости