Темы дня:

США вполне окупила войну с Ираком

США вполне окупила войну с Ираком

Борьба за ближневосточную нефть обойдется США в $6 трлн

20 марта 2003 г. американские и британские войска начали операцию «Иракская свобода», призванную свергнуть тоталитарный режим Саддама Хусейна и установить в стране демократический строй. Формальным поводом для начала войны стали данные разведслужб США об активной разработке Ираком химического оружия и тесной связи его лидера с крупнейшей террористической организацией «Аль-Каидой».

Несмотря на сомнительность данных обвинений и отсутствие санкций на начало боевых действий со стороны ООН, первоначальные бомбардировки иракской территории перешли в наземную операцию, положив начало оккупации страны. Сегодня спустя десять лет после начала войны ситуация в стране остается чрезвычайно проблематичной и сложной.

Высокая цена нефти

Развитие событий в начале военных действий было стремительным. 19 марта 2003 г. президент США Джордж Буш-младший отдал приказ о начале военных действий в Ираке. Первые удары были нанесены ранним утром 20 марта. Уже в следующем месяце режим Саддама Хусейна в большей части страны был свергнут, а сам многолетний иракский лидер в конце декабря 2003 г. попал в руки оккупационных войск. Спустя восемь лет, главный инициатор начала военных действий – США официально объявили об окончании войны в Ираке, которая привела к многотысячным потерям с обеих противоборствующих сторон. Дискуссии о причинах такого решения «иракского вопроса» не утихают по сегодняшний день.

Конфликт между иракским руководством и США имел многолетнюю историю и начался задолго до начала военных действий. Неудобный для американцев Саддам Хусейн не раз вызывал негодование супердержавы. Президенту США Джорджу Бушу было выгодно поставить во главе Ирака стабильное проамериканское правительство, способное сдерживать действия террористических организаций и усиление позиций в регионе недружественных государств Ирана и Сирии. Как показало время, эти стратегические цели достигнуты не были.

Вместе с тем, война имела еще одну причину, тщательно скрываемую американскими властями. Помимо важного геополитического положения, занимаемого Ираком, государство обладает крупнейшими запасами энергоресурсов, которые сыграли свою роковую роль. Не скрывают истинных поводов, повлекших за собой трагическую развязку, и многие участники тех событий. «Мы не можем отрицать, что нефть стала одной из причин вступления американских войск в Ирак», – говорит бывший глава Центрального командования США военной операцией в Ираке в 2007 г. генерал Джон Абизаид. Подтверждает данное мнение и бывший глава Федеральной резервной системы Алан Гринспан, который написал в своих мемуарах: «Мне очень грустно признавать политически неудобный факт, что причиной начала войны в Ираке была, в большей мере, нефть».

Антониа Югас, известный аналитик энергетического рынка и автор многочисленных исследовательских трудов, вспоминает, что еще в 2000 г. крупнейшие нефтедобывающие компании, включая Exxon, Chevron, BP и Shell, потратили рекордную сумму на поддержку Джорджа Буша и Дика Чейни во время президентской кампании. Спустя неделю после победы на выборах была сформирована группа Департамента национальной энергетической политики, куда вошли представители деловых кругов и государственной администрации для разработки концепции будущего обеспечения США энергоресурсами.

По словам Пола O’Нейла, занимавшего при Буше-младшем пост секретаря Казначейства, в феврале 2001 г. в высших кругах уже велись обсуждения планов по захвату Ирака. Члены рабочей группы Государственного департамента по будущим нефтяным и энергетическим проектам Ирака, работавшего с февраля 2002 г. по апрель 2003 г., пришли к выводу, что рынок этой ближневосточной страны «должен быть открыт для международных нефтедобывающих компаний незамедлительно после окончания войны».

Полный список участников группы не стал достоянием общественности, но известно, что в ее состав входил Ибрагим Бахр аль-Улум, будущий министр нефтяной промышленности Ирака в оккупационном правительстве страны. Стоит отметить, что многие сотрудники администрации президентов Буша и Обамы, после ухода с государственной службы, работают консультантами крупных нефтяных компаний по вопросам разработки иракских ресурсов.

Таким образом, для начала войны необходимо было найти лишь формальный повод, которые в избытке создавал в последние года своего правления бывший иракский лидер. К 2003 г. Саддам Хусейн испортил отношения как с международным сообществом, нарушая всевозможные резолюции ООН, так и со своими соседями, повсеместно угрожая им уничтожением.

Война, которая, казалось, продлиться лишь несколько месяцев, имела катастрофические последствия. По данным британского издания The Lancet, по меньшей мере, 116 тыс. мирных иракцев и 4 800 солдат коалиции погибли в Ираке с 2003 по 2011 г. Цифры, приведенные Институтом Ватсона, еще выше – 134 тыс. погибших среди гражданского населения. С учетом потерь среди представителей коалиции, боевиков, журналистов и гуманитарных работников, число погибших составляет от 176 до 189 тыс. человек. Более 31 тыс. военнослужащих США и полмиллиона граждан Ирака получили ранения. Около 5 млн иракцев стали беженцами.

За время ведения военных действий в стране погибли 150 журналистов и 54 сотрудников масс-медиа. Это больше, чем во время любой другой войны.

Финансовые потери США, которые повлекла за собой война в Ираке, составили $1,7 трлн. По оценкам экспертов, дополнительные выплаты, запланированные на ближайшие четыре десятилетия, увеличат эту цифру до $6 трлн.

Ближневосточный улей

Потери Ирака во всех отношениях оказались намного тяжелее. Высокий уровень преступности, коррупция и политическая нестабильность стали неотъемлемыми составляющими сегодняшней жизни в этой ближневосточной стране. За десять лет не удалось достичь желаемого спокойствия и согласия. Спустя считанные месяцы после вступления американцев в Ирак борьба с иностранными войсками переросла в вооруженное противостояние между основными исламскими общинами страны – суннитами и шиитами. Первые, представляющие меньшинство и имевшие поддержку со стороны режима Хусейна, не согласились со второстепенной ролью в новом государстве, уготованной им шиитами, к которым перешла практически вся власть.

Религиозное противостояние быстро переросло в гражданскую войну, забравшую жизни десятков тысяч иракцев. События в стране стали напоминать кипящий котел, с многочисленными терактами смертников-суннитов и кровавыми рейдами шиитских боевых групп. Прекратить вооруженное противостояние, вышедшее из-под контроля новых властей, удалось только к 2008 г. путем введения дополнительных войск коалиции и предоставления суннитским лидерам гарантий увеличения их роли в жизни страны.

Вместе с тем, ситуация и сегодня находится в стадии хрупкого перемирья. Сразу после вывода американских войск из Ирака у многих группировок появилось искушение склонить чашу весов в свою сторону. Сторонники премьер-министра шиита Нури аль-Малики выдвинули обвинения в террористической деятельности в адрес некоторых видных суннитских лидеров, включая вице-президента Тарика аль-Хашеми.

Союзниками в противостоянии с шиитами является и третья влиятельная сила в стране – курды, стремящиеся в полной независимости. Им импонирует стремление суннитов к федерализму и предоставлению регионам большей автономии. В то же время, сепаратистские движения ставят под вопрос возможность дальнейшего существования Ирака как единого государства. На сегодняшний день страна разделена на три части. Наиболее стабильная политическая обстановка сложилась в северном регионе – Курдистане, уже ставшим де-факто независимым государством.

Мощным дестабилизирующим фактором по-прежнему остается терроризм. Многие радикальные группировки продолжают выражать свой протест, организовывая взрывы в массовых местах. Террористический акт, совершенный в десятую годовщину начала Иракской войны, унес жизни 56 человек и еще 200 были ранены. Не вселяет оптимизма и тенденция к увеличению влияния радикальных исламистов на оппозиционно настроенную часть населения.

Серьезные опасения вызывает и внешнеполитическая ситуация. Правительство страны возглавляет жесткий политик аль-Малики, который является активным сторонником сближения с ненавистным для США Ираном. Уже сегодня ощущается стремительный рост влияния этого государства на соседа. Хусейн был последовательным противником Ирана и с его падением ситуация кардинально изменилась.

Редким источником оптимизма в стране является экономика. Снятие международных санкций в отношении Ирака позволили значительно нарастить добычу и экспорт энергоресурсов. Нефтедоллары, хлынувшие в экономику, позволили в короткие сроки повысить уровень жизни в послевоенной стране. В 2013 г. доходная часть бюджета Ирака оценивается в $115 млрд, что в несколько раз превышает украинский показатель.

В течении последних пяти лет добыча нефти выросла более чем на 40% до 3 млн бар в день. При этом, 80% получаемого ресурса отправляется на экспорт, а остаток не удовлетворяет всех внутренних потребностей страны. В тоже время, в активно развивающемся энергетическом секторе задействовано мало местных жителей (не более 2% от общего числа работающих граждан), поскольку иностранные компании предпочитают пользоваться услугами специалистов из-за границы.

На всей территории страны развернуто активное строительство, восстанавливается транспортная инфраструктура. Население имеет возможность получать доступные кредиты и земельные участки. Восстановлена система среднего и высшего образования, а месячная зарплата госслужащих и учителей составляют несколько тысяч долларов. Но электричество и водоснабжение так и остаются для иракцев роскошью, а 25% населения живет за чертой бедности.

Ближайшее будущее Ирака представляется сложным. Активно влиять на дальнейшее развитие по-прежнему будет неприкрытая война между политическим группировками, представителями разных исламистских течений, а также народов, населяющих страну и беспокойный Ближний Восток.

 

 

Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости