В 1 квартале 2013 года промпроизводство упало больше, чем ждали экономисты
Когда в январе 2013 года промышленность Украины сократилась на 3,4% (по сравнению с январем 2012-го), многие чиновники наверняка вздохнули с облегчением – это был первый месяц, когда темпы падения промпроизводства начали сокращаться (в декабре 2012 года они составили 7%).
Но не тут-то было. Окончен первый квартал 2013 года, а динамика производства до сих пор не подает признаков того, что рецессия движется к завершению. Результаты работы промышленности – нестабильны, и за март – вновь очень неоднозначны.
С одной стороны, падение промпроизводства опять пусть немного, но снизилось – до 5,2% год к году против ускорения падения до 6% в феврале. Но прогнозы экономистов все же не сбылись. «В марте мы ожидали падения на 4%», – говорит главный экономист Dragon CapitalЕлена Белан. Начальник аналитического отдела Альфа-Банк Украина Алексей Блинов прогнозировал 3,8%. Результаты огорчили обоих.
CASE-Украина также обманулся в своих ожиданиях: вместо 1%-го падения за первый квартал, за три месяца производство сократилось на 5%.
Кроме того, сокращение темпов падения в марте по сравнению с февралем произошло, в основном, благодаря техническим факторам. К примеру, из-за холодного марта в первом весеннем месяце возросло производство электроэнергии. К тому же, год назад в марте остановился Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, из-за которого оставшиеся 10 месяцев прошлого года, и два месяца нынешнего отрасль показывала сильный «минус» (так как показатели сравнивались с периодом, когда завод еще работал). База сравнения для марта-2013-го – первый меся простоя Лисичанского завода, отсюда и улучшение показателей. В результате, падение в нефтеперерабатывающей отрасли замедлилось – хоть оно по-прежнему велико 14,7% против 22,1% падения год к году в феврале.
Почему ожидания не оправдались?
Подвели внешние рынки. «Мы ожидали лучших результатов по металлургии – того, что спрос на внешних рынках будет выше», – говорит Белан. В январе-феврале 2013 года на них, действительно, наблюдалось оживление за счет спроса, отложенного в октябре-ноябре прошлого года, говорит аналитик по металлургии ИК Concorde Capital Роман Тополюк. Но в марте началось снижение спроса на металлургическую продукцию, и в апреле-мае, прогнозирует он, снижение продолжится. Падение цен на нее в первом квартале составило 5-12%, говорит Тополюк. Как итог, в марте металлургия сократилась на 7% год к году – против 6,6% в феврале.
Подвела Россия. Еще в ноябре 2012-го Россия отозвала у Кременчугского сталелитейного завода сертификат соответствия на производимое им литье. В результате, все украинские производители вагонов, использующие кременчугское литье, остановились – ведь Россия была основным покупателем их продукции, говорит руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. Спад в производстве вагонов в марте составил 42% г/г.
В экономике продолжается рецессия, и те временные улучшения на внешних рынках, которые могли помочь нашей стране, ее, к сожалению, не задели
Причем, на грузовые вагоны в прошлом году приходилось 4,2% всех поступлений от экспорта товаров из Украины и 10,1% всех поступлений от экспорта товаров в Россию, говорит Александр Блинов. В результате, под угрозой в очередной раз оказался платежный баланс.
Подвели производители продуктов питания. Вообще-то, в статистике промпроизводства их доля невелика. Но снижение производства в пищепроме стало самым значимым негативным сюрпризом марта, говорит Блинов. Оно сократилось на 3,1% год к году. Причем«падал» довольно широкий ассортимент продукции – от подсолнечного масла и свинины до сливочного масла и водки.
Падение в переработке семян подсолнечника спровоцировано тем, что в прошлом году в Украине были запущены новые мощности, и к марту ресурс семян для переработки начал понемногу исчерпываться, говорит гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Владимир Лапа. Производство свинины снижалось из-за активного импорта мяса в начале текущего года, говорит он. Наконец, падение в хлебобулочной отрасли отчасти вызвано государственным регулированием. «Можно предположить, что увеличивается часть неофициального сектора, который под это регулирование не попадает», – говорит Лапа.
Света в конце тоннеля экономисты не видят. В этом месяце украинская промышленность получит неожиданную статистическую поддержку «на бумаге», говорит Блинов. Это календарный эффект: в апреле 2013 года на два рабочих дня больше, чем в апреле-2012. Но особых шансов на то, что в ближайшие месяцы улучшение будет в жизни, а не на бумаге, собеседники Forbes не видят. «В экономике продолжается рецессия, и те временные улучшения на внешних рынках, которые могли помочь нашей стране, ее, к сожалению, не задели», – говорит директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук.
Взять, к примеру, металлургию. «В лучшем случае, производители смогут удержать выпуск продукции в 2013 году на том же уровне, что и в прошлом», – говорит Тополюк из Concorde Capital. Среднегодовые цены на металлопродукцию вряд ли вырастут по отношению к 2012 году, считает он. А если ситуация будет развиваться не по оптимистичному сценарию, то они снизятся на 5% по сравнению с 2012 годом. Спрос на мировых рынках будет вести себя соответственно.
Перспективы машиностроения – также призрачны. Временное решение проблемы ввоза вагонов в Россию, в принципе, уже есть: Россия разрешила импортировать пробную партию на 5000 вагонов. «Но такой квоты хватит на полтора месяца работы украинских производителей на полную мощность. Что будет потом – большой вопрос, и будет зависеть от того, станут ли российские производители лоббировать дальнейшее ограничение украинских продаж на своем рынке», – говорит Паращий.
Все то же отсутствие оптимизма – и в производстве продуктов питания. «Внутренний рынок стагнирует, и роста спроса на нем не будет – где-то потому, что рынок уже насыщен, а где-то – потому, что ограничен платежеспособностью граждан», – говорит Лапа. Поэтому все будет зависеть от внешнего спроса. Улучшений стоит ждать разве что в вопросе переработки свинины.
Блинов считает, что легче промышленности будет расти, начиная с третьего квартала 2013 года – да и то в основном из-за «бумажного» эффекта – ведь второе полугодие 2012 года в экономике было провальным.
Тем более удивительно на этом фоне выглядят результаты розничного товарооборота – за первые три месяца он вырос на 13,4% по сравнению с прошлым годом. Экономисты не верят, что это – признак роста внутреннего рынка. «В условиях, когда размер теневой экономики настолько велик, как в Украине, возможны различные искривления, и несопоставимость данных», – говорит Боярчук. А рост мог наблюдаться, по его мнению, из-за того, что украинцы стали больше тратить и меньше откладывать сбережений.
Белан считает, что на статистику могло повлиять введение дополнительных пошлин на импорт авто. «Население начало активно скупать автомобили, и пока не раскупит запас авто, ввезенных по старым ставкам, этот эффект будет наблюдаться. Думаю, к концу весны это пройдет, и тогда ситуация с внутренним спросом будет гораздо понятнее», – добавляет экономист.
Источник: forbes.ua
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости