В преддверии Олимпиады в Сочи обстановка регионе накаляется
Россия продолжает «кормить» Северный Кавказ и инвестировать огромные средства в его развитие, но обстановка там остается напряженной. В рамках новой госпрограммы развития Северного Кавказа правительство планирует потратить до 2025 года 1,7 трлн рублей. На сегодня бюджеты всех северокавказских субъектов Российской федерации получают от 30 до 90% дотаций из федерального центра (например, Ставропольский край – на 31%, Республика Ингушетия – на 89,24%).
Однако только деньгами решить «кавказский» вопрос не удается: эскалация военного противостояния нарастает. Если на рубеже тысячелетий речь о боевых действиях в кавказском регионе шла исключительно о Чечне, то сегодня не менее беспокойная и напряженная обстановка и в других республиках – Дагестане, Ингушетии, Южной Осетии.
По данным портала «Кавказский узел», в 2012 году жертвами вооруженного конфликта на Северном Кавказе стали 1225 человек, из них 700 человек были убиты, еще как минимум 525 получили ранения. Лидирует по числу жертв в 2012 году Дагестан. За год там пострадали не менее 695 человек, из них 405 погибших и 290 получивших ранения различной степени тяжести. На втором месте Чечня (174 жертвы). Далее следуют Ингушетия (167 жертв) и Кабардино-Балкария (156 жертв). Также пострадавшие есть в Северной Осетии, Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии.
За 2012 год в регионах северокавказского федерального округа произошло не менее 96 взрывов и терактов. В результате обстрелов, взрывов и боевых столкновений в прошлом году в южных республиках были убиты 209 сотрудников правоохранительных органов. Потери вооруженного подполья на Северном Кавказе за 2012 год, согласно сообщениям правоохранительных органов, составили 404 человека.
В 2013 года вооруженное подполье активизировалось: только в январе было зарегистрировано 18 фактов нападения, из которых 13 обстрелов и 5 подрывов.
По мнению аналитиков «Голоса Америки», как с точки зрения военной активности сторон, так и с точки зрения эффективности стабилизационных усилий Кремля, конфликт на Северном Кавказе вышел за рамки контртеррористической операции.
«Хотя это официально не признается, российские армейские подразделения регулярно задействуются в операциях на Кавказе, но сделать они ничего не могут, потому что при очень сложной нестабильности полагаться только на танки и артиллерию невозможно. Это не те инструменты, которые могут обеспечить победу», — констатирует старший научный сотрудник Института Брукингса в Вашингтоне Павел Баев.
Павел Баев полагает, что Москва, возможно, попытается «напугать» кавказское подполье: «Надо что-то делать, а что делать, никто не знает, поэтому производятся такие угрожающие жесты». Однако «никакого эффекта эти угрозы не произведут», цитирует аналитика информационное агентство «Кавказ Центр». К серии «угрожающих жестов» аналитик относит и прошедшие крупномасштабные командно-штабные учения «Кавказ-2012» — по его словам, «бесцельные и бессмысленные».
В учениях были задействованы 8 тыс. военнослужащих и более 200 единиц боевой техники, 100 артиллерийских орудий, несколько десятков самолетов и боевых кораблей. Со стороны эти учения смотрелись как подготовка к войне на равнинно-степной местности. Кроме того, отрабатывались системы применения высокоточного оружия.
Однако Москва по-прежнему не понимает, как воевать с небольшими партизанскими группами, особенно в условиях городской войны.
Кроме того, по мнению аналитиков, войсковые операции в городских условиях на Кавказе приведут, в конечном счете, к огромному скачку уровня ненависти населения к власти и силовым структурам, представляющим Москву. По мнению директора Джеймстаунского фонда Глена Ховарда, это будет ужасающей ошибкой: «Попытка Москвы решить проблемы в Чечне с помощью армии привела к тому, что насилие и сопротивление охватило новые территории и теперь режим контртеррористической операции объявлен на всем Северном Кавказе».
История показывает, что использование крупных военных подразделений в окружении недовольного местного населения, не способствует умиротворению, но ведет к росту сопротивления. В свою очередь, рост угрозы безопасности на Кавказе – очень серьезное препятствие к привлечению спортсменов и гостей на Олимпиаду в Сочи. А это проект, очень важен для личного престижа президента Путина.
О неизбежности нового витка конфронтации и как следствия военных действий громко заявляют представители различных организаций и в России, и в мире. Большинство экспертов прогнозируют, что в этот раз эпицентром станет не Чеченская республика – «там после войны дисциплина», а, в первую очередь, Дагестан.
«Кавказская политика Кремля накопила столько усталости и такое количество досадных ошибок, что уже почти не обременяет себя свежим взглядом, обновленными подходами, не выдерживая давления существующих и надвигающихся проблем, – пишет профессор Института мировой литературы Российской академии наук Казбек Султанов. – Зацикленный на внешней показной атрибутике декоративно-этнографический подход к кровоточащим кавказским проблемам превратился в фирменный знак властных решений, беспомощно восполняя отсутствие главного – концентрированной политической воли, без которой не выйти из чеченского тупика, растянутого во времени. И не предотвратить обусловленный взрывоопасной обстановкой в Дагестане новый виток напряженности, который наверняка окажется шире и значительнее, чем просто дублирование чеченского конфликта».
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости