Президент донецкого Шахтера Ринат Ахметов пообщался с журналистами после окончании встречи президентов с Пьерлуиджи Коллиной.
– Полезная встреча, очень интересная дискуссия. Господин Коллина – обаятельный человек, но главное, что он профессионал. Мы говорили о качестве судейства. Многие владельцы клубов и менеджеры озвучили свои позиции, но я сторонник того, чтобы каждый занимался своим делом. Эффективно управлять – это значит не мешать профессионалам работать. Я хочу, чтобы у моей команды был лучший тренерский штаб, Академия, селекция, скауты, медицинская служба. Но я не хочу знать фамилии арбитров, которые нас судят, и я действительно их не знаю. Я могу только после скандала это узнать. Я уже 16 лет владею клубом и не знаю фамилии судей, если только они чем-то не запомнились. Приглашение господина Коллины – это в свое время было очень мудрое и правильное решение господина Суркиса. Думаю, для украинского футбола это здорово. Я постоянно критиковал Суркиса за конфликт интересов, но я не ругал судей. А ругал судейство за предвзятость.
– По вашему мнению, уровень арбитража Украины вырос?
– Нужно спросить мнение всех, но я точно знаю одно: ошибки бывают везде. Мы же смотрим европейские чемпионаты, и что, в Европе не ошибаются? Главное – чтобы не было предвзятых ошибок. А у господина Коллины безупречная международная репутация. Весь мир признал, что это Профессионал с большой буквы, который приехал в Украину работать, и он хочет, чтобы у нас в стране судили, как в Европе.
– Господин Коллина объяснил, почему собрал президентов? До этого он говорил с тренерами, теперь дошла ваша очередь?
– Вы знаете, он очень честно и открыто с нами пообщался, рассказал о тех или иных решениях. Это было интересно и приятно. По крайней мере, я шел сюда с такой же позицией и точкой зрения. У него есть очень хорошее качество – умение убеждать. Он говорит открыто и убедительно. Поэтому я вышел с выводом, что господину Коллине доверяю: его сердцу, знаниям, голове. Я убежден, что нам всем нужно набраться терпения – и качество нашего судейства выйдет на новый уровень.
– Коллина защищал своих судей или, наоборот, подвергал критике?
– Я думаю, об этом вам лучше расскажет он сам. Во-первых, Коллина помнит все матчи, смотрит абсолютно все игры и построил, как я считаю, очень эффективную систему. Вы знаете, он привел такой пример: Адриано не попал с двух метров в пустые ворота, и в одном матче он должен был забивать два гола… Почему он этого не сделал? Он ошибся! А когда судья ошибается, то требуют, чтобы его дисквалифицировали на 10 или 15 матчей. Но ведь тренер ставит Адриано в следующей игре. Я вообще сторонник того, чтобы мы ни в коем случае не назначали и не снимали арбитров. Если мы, клубы, будем вмешиваться в этот процесс, говорить, кто должен судить, кто не должен судить, – это уже вмешательство. Можем говорить, довольны мы или нет, потому что футбол – это эмоции, это все идет от сердца, от души, но он Профессионал с большой буквы и должен построить правильную и эффективную систему, европейскую систему. А в Европе мы тоже видим, что судьи ошибаются, но, по крайней мере, все убеждены в том, что там нет предвзятости. Мы все должны быть уверены в том, что и у нас не будет предвзятости. А если кто-то выйдет и скажет: я приду в Украину и построю такую систему, где не будет ошибок, он или не понимает, что говорит, или обманывает. А господин Коллина не делал ни того ни другого. Он сказал: от ошибок никто не застрахован.
– Кто из представителей клубов не приехал? Кого вообще не было?
– Я не видел Суркиса, я не видел Коломойского, я не видел Ярославского, но представители были и от Динамо, и от Металлиста.
– Это как-то понизило уровень встречи?
– По крайней мере, мне была интересна эта дискуссия. Для меня ничего не понизилось. Меня пригласили, и я с удовольствием приехал, мне было интересно. Послушал Коллину с большим интересом. И считаю, что вышел с более ясными глазами. У меня они были ясные и, мне кажется, стали еще яснее.
– Когда вы последний раз посещали Дом футбола? Раньше вы здесь были нечастым гостем.
– Вы знаете, я уже не помню. Я был здесь один или два раза максимум. Вот, наверное, Бог любит троицу.
– Каково ваше отношение к объединению кубков и даже чемпионатов Украины и России? Это положительный или отрицательный момент для наших команд?
– Знаете, с коммерческой точки зрения это проект интересный. Если говорить о конкуренции, то она однозначно усилится. Мне кажется, этот чемпионат будет претендовать на тройку лучших в Европе. Наверное, чемпион и вице-чемпион соревновались бы за победу в Лиге чемпионов. Не как исключение, а как правило. А вот что касается того, как быть, то я бы хотел послушать всех. Шахтер примет решение не так, как выгодно Шахтеру, а так, как выгодно Украине и украинскому футболу. Если Украине и украинскому футболу выгоднее продолжать делать то, что мы делаем, значит, мы продолжим. Если от объединения украинский футбол выйдет на качественно новый уровень, и все об этом скажут, мы примем такое решение и пойдем этой дорогой. Если мы скажем «нет», остаемся в своем чемпионате, ничего нового создавать не будем. Мы все должны делать то, что выгодно Украине и украинскому футболу.
– Вы согласны с тем, что подобные мысли возникают после того, как какой-нибудь клуб обиделся? Вот Зенит обиделся на решение КДК – и сразу начали говорить о чемпионате СНГ. То есть это своеобразный популизм.
– Почему? Мы же все на эту тему давно говорим. По большому счету, хотим усилить конкуренцию. Мы начали говорить на эту тему семь лет назад. И если посмотреть, семь лет назад, где был украинский чемпионат и каким он стал – качество первенства совсем иное. Если раньше за чемпионство боролось два клуба, то сегодня четыре. Я надеюсь, что в этом сезоне мы никому не предоставим шанса! Болельщики хотят интригу. А я хочу, чтобы мы перенесли интригу уже на следующий чемпионат, а в этом первенстве взяли то, что нам положено – золотые медали. Но, по крайней мере, вы видите, какой прогресс у харьковского Металлиста и днепропетровского Днепра. Посмотрите на клубы, которые находятся в турнирной таблице ниже. Черноморец вообще меня радует. Одесская команда показывает красивый, атакующий футбол, и с любым соперником они не отказываются от своей модели игры. Даже Говерла по большому счету играет в атакующий футбол. Мне нравится, как играет Говерла. Они забили два гола Динамо плюс не реализовали еще много моментов. Такого раньше не было. Украинский чемпионат прогрессирует. Поэтому в данной ситуации мы должны принять решение, которое выгодно украинскому футболу. Но для этого должны взвесить все за и против и после этого сказать, что нам выгодно не с коммерческой точки зрения, а в целом.
– Чемпионат развивается, чего не скажешь о национальной сборной, у которой нет главного тренера. Что вы думаете по этому поводу?
– Знаете, я вчера видел, как кто-то прокомментировал, что Калитвинцев после ухода Маркевича исполнял обязанности 7 или 8 месяцев. Назначение тренера нужно всегда выстрадать. Это очень непростой момент. Нужно принять решение, которым мы будем гордиться. Я бы сейчас снял вопрос касательно того, что на хорошего специалиста нет бюджета. Могу публично заявить, что, если нужен очень сильный европейский специалист, я готов из собственных средств платить ему зарплату. Я готов взять это на себя. Поэтому, если Федерация футбола Украины примет такое решение, вопрос о бюджете не стоит. Вопрос в том, кто нам нужен, кто выведет нашу сборную на качественно новый уровень, потому что я слышу, что, может быть, нужен даже наш, отечественный специалист с украинским сердцем, который даст сборной необходимое дыхание.
– Последние 10 лет вы практикуете модель все-таки с иностранцем. Были у вас Скала, Шустер, теперь работает Луческу. То есть ваше сердце больше лежит к тому, чтобы сборную принял иностранец?
– Знаете, я всегда говорил, что для меня патриот не тот, кто родился и вырос в Украине, а тот, кто работает на Украину. И когда Скала приехал в Шахтер, он работал на украинский клуб, а значит, и на Украину. В мае исполнится девять лет, как Луческу тренирует Шахтер. Думаю, не нужно комментировать, что он сделал для украинского клуба, а значит, и для украинского футбола. Убежден, что у Луческу после стольких лет работы уже тоже украинское сердце. Я сторонник того, чтобы работали профессионалы. Помню, в 2004 году я говорил: есть две дороги – киевского Динамо и донецкого Шахтера. Игорь Суркис тогда проповедовал, что Динамо должен тренировать именно динамовец. То есть это должен быть тренер с динамовским сердцем. Потом он начал менять свою философию. Я же говорил, что мы хотим конкурировать и завоевывать трофеи в Европе. Для меня было очень важно, чтобы мой клуб тренировал специалист, который быстрыми шагами выведет Шахтер на европейский уровень. Я хочу сказать, что это тоже очень непростое решение. Я думаю, у ФК Шахтер самый большой опыт – приглашать на работу иностранного специалиста. Это очень, очень сложная задача. И кандидатов должно быть поменьше: два-три. Тогда это уже реально. Но мы должны определиться с философией и футболом, в который команда хочет играть. Мы не хотели просто завоевывать трофеи – мы хотели, чтобы наша команда играла красиво, играла в яркий и атакующий футбол. Чтобы на этот футбол ходили болельщики. Вы посмотрите: следующая игра после Нордшелланда у нас с Говерлой дома, а у нас на стадионе 35 тысяч болельщиков! Мне очень приятно, что сегодня Шахтер играет на выезде, а на него люди приходят посмотреть. Значит, наша команда показывает тот футбол, который нравится болельщикам. И самое главное: даже украинские специалисты проповедуют такой футбол! Уже нет такого, что «десять человек сзади, выбили в аут и, по большому счету, 90 минут играем на ноль». Я привел пример Говерлы. Но и Черноморец играет, и Металлист играет в красивый футбол.
– А сборная?
– Хочу сказать, что у нас появились очень хорошие молодые футболисты, которые, мне кажется, будут только прогрессировать. Я имею в виду Ракицкого, Ярмоленко и Коноплянку. Эти три игрока, мне кажется, будущее нашей сборной.
– Вы сказали о том, что готовы финансировать или хотя бы помочь Федерации платить зарплату главному тренеру сборной.
– Да, я готов это сделать, если вопрос заключается в проблеме с финансами, из-за которой национальная команда не может пригласить именитого тренера-иностранца. Но только если они примут решение на исполкоме. Я бы не хотел здесь брать на себя ответственность. Я столько взял на себя ответственности в ФК Шахтер! Поэтому я бы хотел, чтобы исполком решил, на каком специалисте они хотят остановиться. И если этот специалист будет недешевый, я готов оплатить этот бюджет.
– Сам или с кем-то в паре?
– Я готов это сделать сам. Вы же у меня спрашиваете – я готов это сделать или не готов? Я готов. Если будет кто-то еще готов – пожалуйста, мы выйдем и скажем, открыто и прозрачно: “Бюджет такой-то, контракт такой-то. Мы готовы оплатить его вдвоем-втроем, вчетвером-впятером”. Если не будет других желающих – значит, я готов это сделать самостоятельно. Мне неудобно бегать и просить, чтобы вместе со мной кто-то оплачивал контракт.
– Значит, в принципе, мы можем замахнуться на Гвардиолу?
– Я не знаю! Вы понимаете, в чем вопрос: бюджет – это еще не значит, что мы за любые деньги можем пригласить тренера. Мне кажется, Гвардиолу хотят заполучить многие клубы, и у него есть возможность выбирать. А самое главное, что Гвардиола играет в такой футбол, как Барселона. Это один стиль. Готова ли наша сборная играть в такой футбол? И есть ли подбор футболистов для такого футбола? Мне кажется, это тоже надо учитывать. Если у нас подбор исполнителей для другой модели, а мы приглашаем тренера, который проповедует совсем другую модель игры – может быть, это и не совсем хорошо. Поэтому мы должны пригласить того специалиста, который сделает нашу сборную сильнее. Что это будет за специалист – иностранный или украинский? Это для меня не играет роли. Главное – чтобы сборная была сильнее.
– Появилась информация о том, что Луис Адриано готов выступать за сборную Украины. Вы что-нибудь об этом знаете? Как относитесь?
– Вчера в телевизионной передаче я увидел, что Луис Адриано готов выступать за национальную сборную. Это очень здорово. Для меня этот момент очень чувствительный и трогательный. Я хочу сказать, что после того гола в матче с Нордшелландом для меня было важно: а как проснутся мои игроки? И вот Луис Адриано проснулся и сказал: “У меня вот здесь болит, у меня душа болит”. Сказал публично. Дарио Срна от имени команды вышел и сказал: “У меня здесь болит, и у всей команды болит”. Об этом сказал публично. Луческу вышел и сказал: “Вот здесь болит”. Сказал публично. Это говорит о том, что у моей команды не только красивая игра, но и красивое сердце. А это значит, что у нас впереди красивое будущее. Так вот вчера я был опять поражен и удивлен, что Луис Адриано сказал: “Знаете что? У меня украинское сердце. Украина для меня вторая родина. Я люблю Украину, люблю Донецк, и я хотел бы выступать за национальную сборную Украины. Если меня там видят – я готов поменять гражданство”. Для меня это дорогого стоит. Для меня дорогого стоит, что футболисты не говорят: “Мы хотим бежать отсюда! Нам здесь плохо! Нам здесь неинтересно”. Они говорят: “Для нас это вторая родина”. Это очень важно.
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости