Предприятиям химической промышленности не стоит беспокоиться: России невыгодно вводить запрет на импорт их продукции из Украины.
Одной из отраслей, которая больше всего могла бы пострадать от запрета экспорта в Россию, является химическая. Больше всего от российской торговой блокады могут пострадать предприятия, поставляющие в Россию диоксид титана, ильменит, органическую химию и кальцинированную соду.
В то же время и сама Россия с трудом сможет обходиться без украинской продукции.
Согласно данным Государственной службы статистики, за первое полугодие 2013 года экспорт химической продукции из Украины вырос на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении этот показатель составил $2,4 млрд, что занимает около 8,3% от всего объема экспортных валютных поступлений в страну. В целом же около 52% продукции украинского химпрома уходит на экспорт, большую часть которого составляют удобрения и диоксид титана.
По данным “Госвнешинформа”, главными экспортерами химической продукции (и по объемам, и по обороту) в Российскую Федерацию являются предприятия украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа (глава OstChem и Group DF). Так, пять его предприятий (“Крымский ТИТАН”, “Вольногорский ГМК”, “Крымский содовый завод”, “Северодонецкое объединение “Азот” и “Сумыхимпром”) были внесены в “черный список” Федеральной таможенной службы России.
Delo.UA решило поинтересоваться у предприятий, кто же больше пострадает от блокады импорта — украинские промышленники или сама Россия?
Титановый колосс
Один из основных продуктов отечественного химического экспорта в Россию — диоксид титана (пигмент, используемый в лакокрасочной, металлургической и бумажно-картонной промышленностях). Украина располагает около 20% мировых запасов титановых руд, добываемых Иршанским и Вольногорским ГОКами. Украинский диоксид титана поставляется практически во все страны мира.
В России пигментный диоксид титана не производят, но производят технические марки, используемые в металлургии. На территории СНГ диоксид титана производится предприятиями “Сумыхимпром”, “Крымским ТИТАНом” и запорожским КП “Титано-магниевый комбинат”.
Продукция завода “Крымский ТИТАН”, по данным “Госвнешинформ”, занимает приблизительно 30% долю на российском рынке диоксида титана. “В России не производится диоксид титана, а значит, для этой страны не актуален вопрос защиты национального производителя от украинского импорта”, — отметил руководитель титанового бизнеса Group DF Александр Вотинцев.
Также, по словам Вотинцева, Россия пострадает от ограничения импорта из Украины другого “титанового” сырья — ильменита. Входящий в Group DF производитель ильменита “Вольногорский ГМК” (ВГМК), который также присутствует в списке ФТС РФ, работает преимущественно на внутренний рынок Украины. “Основной потребитель продукции ВГМК — это “Запорожский титано-магниевый комбинат”, где мы намерены существенно нарастить объемы производства”, — пояснил Витинцев. Однако, по его словам, в России продукция ВГМК занимает около 80% рынка, т.к. собственного масштабного производства титановых руд в этой стране нет, а титановые руды являются сырьем для дальнейшего передела уже на российских предприятиях.
“Содовая” проблема
По данным ГП “Госвнешинформ”, Украина занимает третье место в Европе по производству минеральных удобрений, уступая только Германии и России, и пятое место в мире (после Германии, России, США и Китая). Украинские химические предприятия экспортируют свою продукцию в 180 стран мира, минеральные удобрения — в 70 стран мира. В структуре химического экспорта удобрения занимают 26-28%.
Однако один из ключевых производителей удобрений в Украине — “Северодонецкое объединение “Азот” — вряд ли существенно пострадает от торговой войны с Россией. “Основная продукция “Азота” — минеральные удобрения — на российский рынок не поставляется”, — отмечает Мария Беззубова, директор по маркетингу, стратегическому анализу и планированию Ostchem.
По словам Беззубовой, поставляются небольшие объемы продукции органической химии, но для российского рынка в целом эти объемы несущественные, поскольку на нем работают крупные российские производители. Также топ-менеджер Ostchem подчеркнула, что в случае прекращения поставок в Россию, “Азот” сможет переориентировать сбыт органической химии на другие рынки, в частности, Европы. Кроме того, еще в 2011 году Китай высказывал интерес к увеличению импорта украинской продукции химической промышленности в страну.
Еще одно предприятие Group DF, включенное в список ФТС РФ, это “Крымский содовый завод”. Как сообщила Людмила Якименко, председатель наблюдательного совета предприятия, “Крымский содовый завод” является постоянным поставщиком соды кальцинированной и соли пищевой на российский рынок.
Проектная мощность завода — 698 тыс. тонн кальцинированной соды в год. Предприятие обеспечивает около 80% потребности внутреннего рынка Украины и 2,5% мирового рынка кальцинированной соды. Россия занимает не последнее место в структуре товарооборота данного предприятия. “Это один из наших ключевых рынков, куда мы экспортируем от 30% до 40% производимой кальцинированной соды”, — отметила Якименко. Однако на “Крымсоде” на проблему смотрят оптимистично. “Стабильность поставок важна не только для нас, как поставщика, но и для российских компаний, потребляющих нашу продукцию”, — отмечает Якименко.
По словам старшего аналитика ИК Dragon Capital Дениса Саквы, именно “Крымсоде” будет сложнее всего переориентировать сбыт собственной продукции. “Покупателя на такие объемы продукции за короткое время будет весьма сложно найти”, — отмечает аналитик. Тем более, что финансовые показатели “Крымского содового завода” оставляют желать лучшего — в 2012 году предприятие получило 215,161 млн грн чистого убытка по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
В целом аналитики отмечают, что украинскому химпрому поводов для волнения нет. “Group DF активно работает и на других рынках, кроме российского, в частности, в Европе”, — отмечает Саква. Основным проблемным для России товаром аналитик называет диоксид титана, который при прекращении поставок из Украины придется закупать в Китае по цене в два раза дороже украинской.
Впрочем, Россия и сама обладает месторождениями титановых руд в Тамбовской области. Но на разработку месторождения и налаживание производства диоксида титана из собственного сырья пойдут годы, также как и на заключение новых контрактов с другими возможными импортерами. А простой производства, нуждающегося в украинских “химикатах”, влетит и бизнесу, и властям “в копеечку”.
Источник: Дело
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости