Что общего у нынешней Украины и наполеоновской Франции.
В своей инаугурационной речи пятый президент Украины объявил в качестве одного из ключевых приоритетов своей каденции развитие экономики. Обозначил он и главную проблему, препятствующую этому развитию – коррупцию, разрушившую фундамент общественной организации и приведшую Украину к кризису государственности.
Мнение Порошенко вовсе не уникально – общество едино в том, что экономическое развитие необходимо, а для этого следует бороться с коррупцией (понимаемой в весьма широком смысле) и осуществлять реформы. Второе лицо в государстве – премьер-министр Арсений Яценюк – выразил эту позицию вполне однозначно: «Далее иметь экономику, которая живет на кредиты, будет катастрофой, поэтому нам придется провести самые жесткие реформы».
Действительно, экономические институции в Украине, определяющие ее деловой и инвестиционный климат, ужасны. Яркие примеры этого дают различные метрики из исследования Doing Business Всемирного банка.
Например, чтобы взыскать активы должника при его банкротстве, типичному украинскому среднему бизнесу придется потратить сумму, превышающую 40% от стоимости этих активов, а взыскать после этих расходов получится менее 10% от активов. Для сравнения, в Черной Африке эти цифры равны около 20%, и это наихудший результат из всех регионов мира.
Временные затраты на подключение к электросистеме в Украине превышают наихудшие по миру показатели Черной Африки и Южной Азии в два раза – почти 9 месяцев. Одно из первых мест мы занимаем и по длительности временных расходов на оплату налогов (почти 400 часов в год для типичного среднего бизнеса).
Нередко эти явления считают продуктом плохой организации или каких-то ошибок, постоянно допускаемых в работе правительства и госаппарата. Однако эти «ошибки», как правило, существуют годами и десятилетиями – деловой климат в Украине был неизменно отвратителен все 23 года ее существования.
Причина такой «цепкости» коррупционных институтов банальна – они используются определенной частью верхушки общества (в Украине, к сожалению – большей частью) для извлечения выгоды в виде коррупционной ренты. Ключевое слово здесь – верхушка. Для того чтобы извратить экономические институции общества выгодным для себя (за счет этого самого общества) образом и препятствовать их исправлению, необходимо обладать мощным политическим влиянием, которое есть только у элит.
Фактически, можно сказать, что главной экономической проблемой в Украине является политическая власть и влияние коррумпированного класса правящей в стране номенклатуры.
Причина отсталости как явления
Украина вовсе не уникальна в своих проблемах. Коррумпированные элиты, использующие свое политическое влияние для извлечения ренты, повсеместно распространены в развивающихся странах – фактически, те страны, в которых таких элит нет, либо являются развитыми, либо приближаются к этому состоянию.
Согласно одной из основных современных теорий экономического развития, изложенной в книге американских экономистов Дарона Асемоглу (вероятно, наиболее авторитетного в мире специалиста по экономическому развитию, недавно вошедшего в состав Экономического совета при Министерстве экономического развития и торговли Украины) и Джеймса Робинсона «Почему нации терпят неудачу», именно использование политической власти элитами для извлечения непродуктивной ренты из экономики и является основной причиной отсталости как явления. Если верхушка обладает достаточно большими объемами политической власти и слабо контролируется обществом, такое социальное устройство также называют «закрытым порядком», то она получает возможность легко наживаться за счет этого самого общества, перераспределяя в свою пользу часть национального продукта.
Естественно, такое перераспределение вредит экономике, так как оно осуществляется за счет занятых продуктивной полезной деятельностью предпринимателей и работников – фактически, рента элиты достается, в той или иной форме, из их карманов. В результате возможности для общественно-полезного заработка оказываются ограничены, что сдерживает рост инвестиций и создание новых предприятий и рабочих мест. Это, естественно, приводит к экономической отсталости.
Решение проблемы вполне очевидно – оно состоит в устранении вредоносного «закрытого» политического устройства. Политическая система должна стать как можно более открытой как для входа новых людей, так и для выпадения тех, кто в ней уже уютно обосновался. Политическая власть элиты должна быть существенно ограниченной, а возможности общества по контролю за властями – максимально широкими. В терминологии авторов книги «Почему нации терпят неудачу» это называется переходом к «инклюзивным политическим институциям». Также такое устройство общества нередко называют «открытым порядком», в том смысле, что политическая власть является в нем открытой для конкуренции и общественного контроля.
Главная потребность экономики в Украине
Таким образом, для разрешения своих экономических проблем Украине необходимы, в первую очередь, не экономические реформы (большая часть из которых все равно связана с проблемой коррупционной ренты), а политические изменения. Значительная – самая коррумпированная – часть номенклатурной верхушки должна быть устранена с политической арены, вместо нее в систему должны придти новые люди. Активисты Майдана, политики из местного самоуправления, офицеры добровольческих подразделений, воюющих на Востоке – все эти люди прекрасно подошли бы на роль новой элиты.
Однако простой замены одних элит другими недостаточно – без институциональных изменений, которые закрепили бы «открытое» устройство общества, новые элиты за какое-то время превратятся в подобие старых. Открытой для конкуренции со стороны новых, не входящих в какие-либо номенклатурные структуры игроков и прозрачной для контроля со стороны граждан должна стать сама политическая система.
К счастью, в Украине постепенно формируется понимание того, какие конкретно реформы для этого необходимы. Первым вестником перемен стала децентрализация, которая может приблизить власть к гражданам (и, соответственно, облегчить контроль за ней) и дать возможность новым политическим игрокам попадать в органы центральной власти не через участие в каком-либо из кланов номенклатуры, а через демонстрацию своих управленческих способностей в структурах местного самоуправления.
Помимо децентрализации, в экспертной среде и в обществе звучат призывы к судебной реформе – ведь судебная ветвь власти является таким же механизмом извлечения коррупционной ренты номенклатурой, как и законодательная или исполнительная. Граждане выдвигают и требования реформирования центральных органов власти, чтобы сделать их более прозрачными и контролируемыми для общества – например, через раскрытие источников финансирования политических партий и применение системы с открытыми списками на парламентских выборах (что позволило бы гражданам, а не партийным верхушкам, определять состав народных депутатов, избираемых от тех или иных политических сил).
По мнению Дарона Асемоглу, изложенному в его книге, немалую роль в успешном развитии современной Западной Европы сыграла в свое время Великая французская революция и Наполеоновские войны. Восставшая тогда буржуазия, свергнувшая базировавшийся на извлечении ренты аристократией «старый порядок» и сформировавшая во Франции институции «открытого порядка», на штыках наполеоновских армий разнесла эти институции по соседним странам, где они в результате и прижились.
Хочется верить, что, схожим образом произошедшая этой зимой украинская буржуазная революция сможет сломать наш «старый порядок», и избавить, наконец, Украину от ее главной проблемы – касты обличенной политической властью номенклатуры, наживающейся за счет остального общества.
Читайте также:
Неудавшееся спасение банка «Форум»
Проблемы вкладчиков превратят в долги государства
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости