У ядерной отрасли отсутствуют средства на восстановление фондов
У госпредприятия НАЭК «Энергоатом», которое производит 47% электроэнергии в стране, отсутствуют деньги на выполнение мероприятий по ядерной безопасности, а также реализацию инвестиционных программ по восстановлению производственных фондов. Такая ситуация сложилась вследствие заниженного тарифа на атомную электроэнергию, который устанавливает НКРЭ и который с 1 февраля этого года составляет 21,7 копеек за 1 киловатт-час. Для сравнения: в феврале стоимость киловатт-часа, произведенного тепловыми станциями, равна 49,1 коп, теплоэлектроцентралями – 1 грн 07 коп, ветровыми станциями – 1 грн 22 коп, солнечными – 5 грн 05 коп.
По информации директора по экономике НАЭК «Энергоатом» Николая Рачина, в настоящее время цена электричества отечественных АЭС в 1,3-2,1 раза ниже, чем в других странах, где существует атомная энергетика.
При этом тариф на электроэнергию для АЭС в Украине в 2,4 раза ниже, чем для ТЭС, хотя в мировой практике ценовая разница между атомщиками и тепловиками не превышает 30%, причем с колебаниями как в одну, так и в другую сторону.
Как сообщила исполнительный директор НАЭК «Энергоатом» Наталия Шумкова, из 2,9 млрд грн, которые необходимы компании в 2013 г. на повышение ядерной безопасности, в тарифе на электроэнергию для НАЭК предусмотрено всего лишь 0,5 млрд грн. При этом в цене атомного киловатт-часа полностью отсутствуют средства на строительство хранилища отработавшего ядерного топлива (СХОЯТ) и на достройку Ташлыкской ГАЭС, а еще компания испытывает огромный дефицит денег, необходимых на выполнение мероприятий по продлению эксплуатационного ресурса действующих энергоблоков. Всего «Энергоатому» в период с 2013 по 2019 гг. необходимо продлить на 20 лет сроки эксплуатации 9 из 13 энергоблоков-«тысячников» (ВВЭР-1000), для чего понадобится 3 млрд грн на каждый блок. Кстати, эксплуатационный ресурс первого блока из девяти – №1 Южно-Украинской АЭС, – заканчивается уже 2 декабря этого года. Если НАЭК к этой дате не успеет выполнить весь комплекс необходимых работ по «южке», Госинспекция ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) просто не разрешит атомщикам энергоблок эксплуатировать – его придется остановить.
В какие экономические потери выльется для отечественных потребителей остановка хотя бы одного ВВЭР-1000, подсчитал господин Рачин. В частности, если учесть, что один атомный «тысячник» производит 6,1 млрд киловатт-часов в год, а разница в цене киловатт-часа между тепловиками и атомщиками составляет 37,7 копеек, потребителям электроэнергии придется дополнительно заплатить за год 2,3 млрд грн. Причем цифра в 2,3 млрд грн, по словам директора по экономике «Энергоатома», является самой скромной, поскольку тепловым электростанциям для компенсации сокращения выработки электричества на АЭС придется запускать более неэффективные и дорогостоящие энергоблоки, которые находятся в резерве. При этом самим атомщикам понадобится потратить от 500 до 800 млн грн на вывод одного атомного блока из эксплуатации.
Впрочем, продление эксплуатационного ресурса – это всего лишь временная мера, которая способна отсрочить проблему устаревания основных фондов НАЭК и которая не способна обновить парк ядерных реакторов.
По словам гендиректора «Атомпроектинжиниринг», обособленного подразделения «Энергоатома», Александра Рыбчука, Украине до 2040 года понадобится построить и ввести в эксплуатацию 11 тыс. МВт новых атомных генерирующих мощностей общей стоимостью более $40 млрд. При этом сроки сооружения одного ядерного энергоблока составляют от 9 до 11 лет. Естественно, что в тарифе таких денег нет.
«Для того чтобы атомщики смогли обеспечить простое воспроизводство, необходима надбавка к действующему тарифу на атомный киловатт-час до 50%», – говорит господин Рыбчук.
По мнению президента Энергетической Ассоциации Украины Василия Котко, одним из путей удовлетворения финансовых потребностей ядерной отрасли могла бы стать ликвидация перекрестного субсидирования в энергорынке. На сегодняшний день общий объем субсидий в электроэнергетической отрасли составляет 35 млрд грн в год при товарном отпуске электроэнергии «Энергоатома» 22 млрд грн. При этом основную долю в перекрестном субсидировании составляют дотации населению, которые перекладываются на плечи промышленных потребителей.
«Фактически порядка 22 млрд грн из общего объема перекрестного субсидирования мы выбрасываем на ветер, так как богатые граждане и средний класс вполне способны оплачивать электроэнергию по ее реальной себестоимости. Цифра в 100 гривен в месяц не является критической для любого домохозяйства с работающими людьми», – констатировал господин Котко.
Безусловно, со всеми доводами энергетиков можно вполне согласиться. И все же: стучать кулаком по столу, дожидаясь требуемого тарифа от правительства, – это не лучший способ наполнить карманы деньгами для полного счастья.
Вряд ли таковое счастье «Энергоатому» подарят в ближайшем обозримом будущем, если учесть, в каком катастрофическом состоянии находится та же тепловая энергетика или сколько дополнительно средств понадобится потратить украинским гражданам на реализацию неуемных аппетитов представителей «зеленого бизнеса», работающих на гарантированном государством гипервысоком тарифе на киловатт-час.
Возможно, финансовые источники следует поискать в других нетрадиционных доселе для украинских атомщиков измерениях. К примеру, после завершения корпоратизации и акционирования НАЭК, обеспечить капитализацию компании и продать 49% акций будущего ПАО «Энергоатом» профильному инвестору в лице той же Electricite de France. А может быть и не только французам. Да и для сооружения новых энергоблоков наверное гораздо более целесообразно создавать новые предприятия в форме публичных акционерных обществ и с привлечением частного капитала. Тогда и с повышением тарифов дело веселее пойдет – ведь в отрасли появятся сильные собственники-игроки, способные лоббировать интересы атомной генерации на гораздо более высоком эффективном уровне.
Впрочем, нынешние менеджеры «Энергоатома», привыкшие работать в условиях госпредприятия, подобные задачи решать уже вряд ли будут.
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости