Министерство доходов и сборов обнародовало последнюю масштабную инициативу в рамках пакета мер по пересмотру ключевых норм налогового законодательства.
Предложено уже с 2014 года снизить ставку налога на добавленную стоимость с 20% до 9%. Однако к ослаблению фискального давления это не приведет. Одновременно будет введен налог с оборота в размере 1-2%, который будут платить как внутренние потребители, так и экспортеры. Учитывая отмену большинства налоговых льгот и пересмотр режима налогообложения аграриев, эта реформа, наоборот, приведет к увеличению налоговых платежей в госбюджет.
Спустя год внутриведомственного обсуждения Миндоходов обнародовало законопроект, призванный реформировать систему уплаты налога на добавленную стоимость. С 1 января 2014 года чиновники предложили более радикальное снижение ставки налога, чем предусмотренное Налоговым кодексом уменьшение с 20% до 17%. Новая ставка НДС составит 9%. Годом ранее предлагалась ставка 12% при импорте, 7% — при внутренних операциях. Однако при девятипроцентной ставке НДС бюджету грозят потери в 100,6 млрд грн. Чтобы этого не допустить, будет введен налог с оборота: 2% от объема импорта, от суммы сделок при поставке товаров и услуг внутри страны, а также от операций с резидентами территорий с режимом льготного налогообложения. При экспорте, когда возмещается НДС, налог с оборота составит 1%.
В пресс-службе министерства отмечают, что благодаря налогу с оборота потерь для бюджета не будет, а ожидается даже увеличение поступлений на 10-20%. Ранее чиновники прогнозировали объем поступлений от нового налога в 100,6 млрд грн, но сокращение искусственных цепочек поставки товара и общего оборота на 40% приведет к поступлению налога с оборота на 69 млрд грн. Еще 25,3 млрд грн бюджет сэкономит на возмещении НДС. “Экспортеры подсчитали и согласились со ставкой в 1%, потому что, когда в прошлом году предлагалась ставка 2,5%, а потом 2%, то металлурги, в частности, заявили, что не потянут”,— говорит глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз.
По словам заместителя главы совета Федерации работодателей (ФРУ) Дмитрия Олейника, первыми в зону риска могут попасть отрасли с высокой степенью переработки. На каждом этапе цепочки продукция будет дорожать на 1%. “В моем понимании это убьет экспортный потенциал. То есть в вопросе применения норм мы не можем быть полными оптимистами”,— отмечает он. В то же время, по мнению госпожи Дроговоз, выиграть смогут предприятия с высоким уровнем рентабельности, так как для них налоговая нагрузка снижается, а учитывая, что экспортеры в большинстве случаев сами импортируют сырье, комплектующие, предложение будет для них выгодным. “Беспокоит, что будет с малым бизнесом. Часть будет выживать за счет упрощенной системы налогообложения, а те, кто на общей системе, будут вынуждены закрываться или входить в структуру вертикально интегрированных предприятий. То есть монополизация”,— считает она.
Помимо этого, представители бизнеса указывают на возможность в законопроекте двойного налогообложения. “При импорте платят НДС 9% плюс с оборота 2%, а при продаже — еще 9%, который съедается в результате налоговым кредитом, а потом еще 2% с оборота. И нигде в законопроекте не указано, один раз платить эти 2% или два раза”,— опасается Юлия Дроговоз.
Увеличенные на 10-20% налоговые платежи будут заложены в стоимость товаров и услуг. “Законопроект нужно рассматривать в комплексе с предложениями о снижении единого социального взноса (ЕСВ.—”Ъ”) и нагрузки на фонд оплаты труда,— говорит советник министра, глава налогово-юридической практики аудиторской компании EY Владимир Котенко.— Будет ли тогда необходимость в увеличении цены, если будут снижены затраты по ЕСВ? И если будет потребность в повышении стоимости, то готов ли потребитель терпеть это?”. Исполнительный директор “Европейской бизнес ассоциации” Анна Деревянко опасается увеличения нагрузки на бизнес одновременно с введением контроля над трансфертным ценообразованием. Однако и Анна Деревянко, и Дмитрий Олейник заверяют, что в правительстве еще готовы обсуждать предложенные налоговиками нормы. “Я соглашусь с первым вице-премьером Сергеем Арбузовым, что пока не будет проведен анализ влияния на все отрасли, закон не будет введен в действие”,— добавляет господин Олейник. В пресс-службе Миндоходов заверили “Ъ”, что законопроект согласован со всеми ведомствами. “То, что он представлен на общественное обсуждение, еще ничего не значит, и если согласовали с министерствами, то что бы не предложил бизнес, это учтено не будет”,— опасается Юлия Дроговоз.
Параллельно Миндоходов изменит администрирование НДС. Датой возникновения налоговых обязательств станет не первое событие — факт поступления денег на счета или отгрузка товара, а переход к покупателю права собственности на товар или дата оформления документа об оказании услуг. Контролирующие органы вдвое, до 60 дней, смогут увеличить срок проведения документальной внеплановой выездной проверки, если сочтут, что расчет суммы возмещения НДС был проведен неправильно.
Как и обещал министр, будет проведен пересмотр налоговых льгот по НДС. Их лишатся юрлица—поставщики собственной произведенной продукции (молока, мяса), самолетостроители, кинематографисты. Будут облагаться налогом операции по поставке зерна, шкур, строительство доступного жилья, национальный проект “Воздушный экспресс”, импорт газа, лекарств, лома черных металлов и дерева, а также энергосберегающего оборудования, племенных животных. “Отменяли те льготы, которые признаны неэффективными”,— заявили “Ъ” в пресс-службе министерства. Дмитрий Олейник напоминает, что по каждой преференции в Налоговом кодексе установлен срок ее действия, что является гарантией государства: “Деньги любят тишину — если льготы будут убирать и не выдерживать сроки, то бизнес доверять не будет”. “Самолетостроение — приоритетная для государства отрасль, как говорится в программе активизации экономики. Хотя эту льготу могут и отстоять в парламенте”,— добавляет Юлия Дроговоз.
Льготы аграриям оставят, но спецрежим налогообложения будет пересмотрен. Если сейчас сельхозпредприятия 100% позитивной разницы между начисленными обязательствами по НДС и суммой налогового кредита аккумулируют на своих спецсчетах в банках или Госказначействе, то с 2014 года 10% суммы придется платить в госбюджет. Таким образом, потери отрасли могут составить около 10 млрд грн, отмечает генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа. “10% — это достаточно много, кроме того, это негативный сигнал для инвесторов, ведь налоговые льготы — единственное, что держит аграриев на плаву”,— поясняет господин Лапа.
Источник: Ъ
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости