Миссия или Мессия? Приезда делегации Международного валютного фонда под завесу года ждали все — на Банковой, Институтской и Грушевского. Наверное, ждали бы и простые люди, если бы им кто-то смог доходчиво объяснить, что кредиты фонда — это возможность пережить зиму с нынешней ценой на газ и гарантированно удержать от колебаний курс гривны.
Однако по итогу в Вашингтоне своих посланников в Киев решили пока не отправлять. Как официально заверили в фонде — по просьбе украинской власти для переговоров с уже новым составом правительства. Но если в том, что старого или нового премьера Украина рано или поздно все равно получит, никто не сомневается, то в отношении продолжения программы сотрудничества с МВФ у многих «есть вопросы».
В следующем году украинское правительство должно погасить суверенные внешние обязательства на сумму более 10 млрд. долл., из которых 5,6 млрд. долл. — кредиты МВФ. Учитывая охлаждение мировой и украинской экономик, сокращение золотовалютных резервов, официальному Киеву кровь из носу нужно добиться рефинансирования текущих долгов перед фондом. Но пока не срослось.
Версия первая — общепринятая
Все, что Украине нужно было сделать для получения новых траншей кредитных средств от МВФ, — это повысить тарифы на газ и тепло для населения примерно на 100% за год. Таким образом, средние расходы украинской семьи на обогревательно-пищевой газ должны были увеличиться почти до 4200 грн. в год (или около 350 грн. в месяц). Выдвигая такие условия, в МВФ соглашались, что в стране с прожиточным минимумом в 1100 грн. такой рост тарифов существенно ударит по социально незащищенным слоям населения, и предлагали государству разработать механизм субсидий.
Однако энтузиазма в правительстве это предложение не вызвало. Прежде всего потому, что некоторые группы во власти за последние годы слишком плотно присели на дельту, которая создается при почти пятикратной разнице в ценах газа для населения (90 долл. за 1000 кубометров при потреблении до 6 тыс. кубометров в месяц) и рыночной цене в 420—430 долл.
Списывай газ на население и перепродавай его промышленным потребителям либо просто сжигай в котельных и получай компенсацию в разнице тарифов из госбюджета. Только разница в тарифах образует в бюджете НАК «Нафтогаз Украины» ежегодную дыру в 1,5 млрд. долл., которые, по закону сохранения энергии, оседают в частных карманах приближенных к трубе бизнесменов.
Понимание этой схемы якобы и стало главной причиной нежелания МВФ продолжать кредитование Украины, даже несмотря на тот факт, что практически все остальные условия — в кредитно-денежной и бюджетной политике, а также в реформировании пенсионной системы — были выполнены. По крайней мере, формально.
Версия вторая — конспирологическая
Кроме общепринятой версии «про газ», в экспертной среде бытует мнение, что МВФ не планировал возобновлять сотрудничество с Украиной, даже несмотря на достаточно серьезный прогресс украинской стороны в выполнении условий программы stand-by.
На решение чиновников из Вашингтона оказывала и оказывает влияние большая политика, в которой Украина в последнее время чувствует себя (по известным причинам) не очень комфортно. «У меня простой вопрос: почему сегодня в непростых условиях в мировой экономике и снижения темпов роста ВВП Украина не может рассчитывать хотя бы на рефинансирование полученного кредита? Мне как гражданину крайне сложно поверить, что такие решения являются политически немотивированными», — говорит председатель правления «Дочернего банка „Сбербанка России“ Игорь Юшко.
Его не менее авторитетный коллега из крупного украинского банка считает, что Украина для МВФ выступает неким тестовым полигоном, во взаимоотношениях с которым можно проявлять жесткость для демонстрации силы другим партнерам фонда. «Ведь надо же как-то показывать Греции и Кипру, что непослушание и невыполнение рекомендаций приведет к остановке финансирования. Должен быть наглядный пример — страна, которую наказывают даже не за самые грубые просчеты», — отмечает финансист. Кроме того, по его мнению, ухудшение ситуации в одной из стран ЦВЕ будет выгодно коррелировать с состоянием других экономик в регионе.
«Сама концепция, навязанная нам МВФ, вредоносна. Это идеология, навязанная нам США, — инвестиции только из-за рубежа, национальной валюты нет. Все это приводит к долларизации, высоким процентным ставкам, отсутствию длинных денег и, как результат, к замораживанию развития экономики, — подчеркивает экс-зампред Нацбанка Сергей Яременко. — Но никто из политиков не наберется смелости сказать об этом вслух. Никто не решится сказать, что мы строили ошибочную модель. Вместо этого мы говорим, что у нас недостаток реформ. А какие реформы надо сделать во Франции, Италии, Испании, Греции, Германии? Это же тот образец, к которому толкает нас МВФ. А он валится. Значит, дело не в реформах, а в чем-то другом. В навязанной системе».
Ни денег, ни договора
Теоретически Украина может справиться и без помощи МВФ. Например, используя возможности внутреннего рынка. По прогнозам экспертов, в 2013-мправительство способно продать населению казначейских обязательств, номинированных в валюте, на 500—600 млн. долл. (в 2012-м реализовано ценных бумаг на 100 млн долл.). Что касается валютных ОВГЗ, с помощью которых в 2012-м привлечено 3 млрд. долл., то правительство может рассчитывать как минимум на сохранение в будущем году таких же объемов привлечения средств. В первую очередь, благодаря поддержке госбанков. Во-вторых, благодаря тому, что коммерческие банки будут вынуждены активно покупать ВОВГЗ из-за ограниченности рынка валютного кредитования и роста запасов валютной ликвидности. Впрочем, сами банкиры пока не склонны слишком драматизировать эти риски. «Несмотря на ситуационные проблемы у ряда мелких и средних финучреждений, традиционное для конца финансового года сужение ликвидности, снижение темпов роста в реальном секторе национальной экономики и прочие негативные факторы на внешних рынках, в целом банковская система Украины демонстрирует стабильность и обладает ресурсом для финансирования экономики», — считает первый заместитель главы правления Укргазбанка Станислав Шлапак.
Здесь важнее другое — сумеет ли Кабмин выдержать баланс, чтобы не оставить экономику на голодном кредитном пайке и таким образом не поставить под угрозу рост ВВП? В этом есть немалые сомнения, учитывая утвержденный в госбюджете объем совокупных внутренних заимствований на уровне 92,86 млрд. грн., что вдвое превышает внешние (42,67 млрд. грн.).
Что касается внешних рынков заимствований в 2013 году, то определенный оптимизм Украине могут внушать, с одной стороны, довольно успешные размещения, осуществленные в текущем году (около 4 млрд. долл.), а с другой — текущее ослабление напряжения в Европе после выделения очередных траншей кредитов для Греции. Но это далеко не означает, что на протяжении всего следующего года все будет идти как по маслу.
«Возможно, что в 2013-м конъюнктура мировых рынков опять ухудшится, в то время как при отсутствии положительных новостей о сотрудничестве с МВФ инвесторы пересмотрят в худшую сторону отношение к Украине, — предупреждает начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб. — В результате доходность по украинским бумагам может вырасти, снизив возможность рефинансирования внешних обязательств».
Остается в Украине, конечно, и вариант привлечения двусторонних кредитов, например в России или Китае. Хотя эксперты указывают на не слишком приятные политические последствия этих сценариев. «Условия кредитования могут быть жесткими и неприемлемыми для некоторых бизнес-групп и политиков. Речь идет, например, о вступлении в Таможенный союз», — конкретизирует руководитель аналитического департамента ИГ «ТАСК» Андрей Шевчишин.
Однако большинство экспертов все же склоняются к мысли, что Украина в конечном итоге сможет достичь новой договоренности с фондом.
Договор и деньги
Если новое правительство сядет за стол переговоров, чтобы договориться с представителями МВФ с чистого листа, то в этом случае выполнить условия по газу будет недостаточно. Программа сотрудничества stand-by будет выписана совершенно по-новому.
Какими будут ее условия? Очевидно, что новый stand-by будет коррелировать с завершенной программой, значительную часть условий которой Украина выполнила или находится в процессе выполнения. Завершение парламентской кампании повышает шансы на то, что ключевой камень преткновения — повышение тарифов на газ для населения и теплокоммунэнерго — останется среди обязательных условий фонда.
Выдвинет ли МВФ новые требования к официальному Киеву? Председатель совета директоров группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Валерия Гонтарева обращает внимание на вероятное пожелание относительно приведения курса гривни в соответствие с состоянием платежного баланса. «По курсу МВФ уже дал ориентиры в своем недавнем отчете. Согласно macroeconomic balance method, для бездефицитности текущего счета курс гривни должен снизиться на 13%, а external sustainability method показывает, что реальный курс гривни завышен на 8,3%. То есть согласно МВФ приемлемая девальвация гривни будет находиться в пределах 8,3—13%», — констатирует В.Гонтарева.
Хотя, как показывает практика, МВФ очень постепенно, но повышает гибкость своей политики. Достаточно вспомнить недавний доклад совета директоров фонда, где указано, что полная либерализация финансовых потоков не может считаться бесспорной постоянной целью для всех экономик. «Временные ограничения могут быть обоснованы и полезны во время экономических шоков, а также когда прочие средства денежно-кредитной политики исчерпаны», — отмечалось в документе. Учитывая это, текущие мероприятия по усилению валютного регулирования в Украине могут и не вызвать слишком жесткого сопротивления со стороны «кредитора кредиторов».
Во всяком случае, именно на украинском примере МВФ уже мог убедиться в сомнительной полезности валютной либерализации для развивающихся рынков. Не последнюю роль в недавней волатильности отечественного валютного рынка сыграло в том числе именно выполнение Нацбанком пожеланий МВФ по снижению контроля над капитальными и валютными операциями.
Впрочем, возможно, чувство вины вряд ли заставит фонд «проглотить» хоть и секвестированный, но все равно довольно оптимистичный госбюджет на 2013 год. Корректировки к нему будут необходимы уже в январе, уверен Олег Устенко. А вот насколько глубокими они будут, зависит от силы и переговорных способностей нового или нового-старого премьера. Если за стол переговоров с фондом будет садиться нетерпимый к диалогу Азаров, уже несколько лет уходивший от выполнения договоренностей с МВФ, убедить вашингтонских кредиторов будет сложно. Особенно без готового пакета мер, уже желательно проголосованного в Верховной Раде. Если переговорщиком будет другой кандидат в премьеры — Арбузов, договориться с фондом как минимум на первом этапе согласования деталей программы stand-by должно быть проще. Хотя бы потому, что Нацбанк до последнего времени был намного более прилежен в выполнении взятых на себя обязательств перед МВФ.
По прогнозам главного экономиста Dragon Capital Елены Белан, объем нового соглашения между Украиной и МВФ будет приблизительно равен неиспользованной сумме по текущей программе МВФ, составляющей 11 млрд. долл. «Мы ожидаем, что Украина получит первый кредитный транш в рамках новой программы в начале 2013 года», — дополняет эксперт. Руководитель аналитического отдела ИГ «Арт Капитал» Игорь Путилин также считает, что МВФ возобновит кредитование Украины. «Это позволит государству в следующем году остановить сокращение золотовалютных резервов и даже нарастить их. Наш прогноз на конец периода составляет 28 млрд. долл.», — резюмирует аналитик.
Ну что же, хочется поверить этим прогнозам. Очень хочется…
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости