“Вести” узнали, что может удержать, а что утопить нашу валюту.
Начало осени символизировалось уже традиционным для нашего валютного рынка раскачиванием курса гривня/доллар. За минувшую неделю безналичный курс нацвалюты скатился с 8,1225–8,1280 грн/$ до 8,1710–8,1725 грн/$, а за ним подтянулся и наличный курс продажи доллара — 8,17–8,18 грн/$. Примечательно, что в то же время многие финучреждения продолжали скупать валюту населения по откровенно заниженным расценкам — 8,12–8,13 грн/$. Банкиры рассчитывали заработать на простачках, которые позволят им «подняться» на большой разнице между курсами и покупки, и продажи. Правда, своими действиями лишний раз подтвердили, что реального повода для валютного ажиотажа пока нет — СКВ в финучреждениях предостаточно (когда ее не хватает, автоматически повышается курс скупки наличного бакса).
ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ: ДОЛЛАРЫ НА ПОДХОДЕ
Новые валютные долги
Кабмин продолжит одалживать доллар, привлекая валюту в страну: последнее решение на этот счет правительство утвердило постановлением №592 — о размещении еврооблигаций на $750 млн. Эксперты не верят, что власти смогут заинтересовать внешних кредиторов евробондами под 6,5% годовых, как планируют власти, однако практически не сомневаются в привлечении доллара под 8–9% годовых. Одновременно ожидается, что КМУ продолжит размещать внутриукраинские облигации в американской валюте, еще и таким способом обзаводится американской валютой. Прогнозы по объемам таких привлечений до конца года дают самые разные: от $1–1,2 млрд до $2–2,5 млрд. Наконец, по неофициальной информации, после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, Запад обещает нам резко увеличить объем финансовой помощи, в том числе — и через дешевые кредиты. Речь может идти о миллиардах долларов.
Иностранные инвестиции
В июле Нацбанк уже второй месяц подряд свел платежный баланс Украины с профицитом — $1,1 млрд: решающую роль сыграл приток прямых иностранных инвестиций на уровне $905 млн. Хотя скептики тут же поддали сомнению происхождение этих средств и заговорили об их офшорных источниках. Но для валютного рынка это имеет уже второстепенное значение, главное, что Нацбанк зафиксировал сам факт поступления этих средств на счета. И теперь эта СКВ должна очутиться на валютном рынке.
Экспорт
Хотя аналитики не перестают говорить о снижении мировых цен на зерно и сталь (две ключевые статьи нашего экспорта и валютных поступлений), однако они все же рассчитывают на увеличение объемов поставок за рубеж. «Мы ожидаем активизации экспортной деятельности отечественных компаний, в том числе представляющих наше сельское хозяйство и металлургию», — отметил эксперт ПАО «Укрсоцбанк» Тантели Ратувухери. По прогнозам экспертов, в этом году Украина соберет небывалый урожай (57,1 млн тонн зерна против 46,2 млн тонн годом ранее) и совокупно сможет получить за его продажу больше, чем в прошлом году.
Спад выплат
«Важным для валютного рынка является значительное сокращение выплат по внешнему долгу. В сентябре Украина должна заплатить лишь $301 млн, а не свыше $1 млрд, как в августе», — сказал «Вестям» казначей ПАО «Авант-Банк» Дмитрий Власов. Небольшая передышка позволит властям подготовиться к октябрю-ноябрю, когда нашей стране предстоят выплаты почти на $700 млн и на $1,3 млрд.
Дедоларизация
Серьезную роль должно сыграть и ограничение наличных расчетов украинцев 150 тыс. грн, вступившее в силу с 1 сентября 2013 г. Согласно действующему законодательству, расчеты между физлицами в нашей стране должны осуществляться исключительно при помощи нацвалюты. И населению придется продавать запасенные под покупки квартир и машин доллары, и их перечислять на счета продавцов. «Благодаря новому ограничению, долларизация украинской экономики может уменьшиться сразу на 0,5%», — просчитала заместитель председателя Нацбанка Вера Рычаковская.
ПРОТИВ СТАБИЛЬНОСТИ: ВАЛЮТЫ НА ВСЕ НЕ ХВАТИТ
Прохладные отношения с МВФ
Главный минус — это отсутствие взаимопонимания с Международным валютным фондом, который продолжает настаивать на выполнении Украиной своих требований: прежде всего — по резкому повышению цен на газ для населения. Если бы мы договорились с фондом, то наша страна могла бы отсрочить часть выплат по текущему долгу МВФ (в этом году это $5,5 млрд) и получить новый заем для пополнения золотовалютных резервов Нацбанка и поддержания стабильности курса гривни. В то же время в политических кругах ходит слух, что МВФ после подписания все того же Соглашения об ассоциации с ЕС может снять наиболее спорные требования (по газу для населения в частности) — и мы получим кредитные ресурсы.
Пресловутый газ
С наступлением холодов заметно вырастет потребление импортного газа. По одним оценкам, закупки голубого топлива вырастут на 30–40%, по другим — на все 50–60%. НАК «Нафтогаз» будет нуждаться в большем объеме американской валюты, которую наверняка продолжит скупать на безналичном рынке, и провоцировать подорожание доллара. Не исключено и подорожание самого топлива. «Потенциальное обострение ситуации в Сирии может вылиться в неизбежное подорожание импортных энергоресурсов для Украины», — полагает Александр Паращий.
Торговые войны
Замедление экспортных поставок отечественных компаний или полноценные торговые войны, с кем бы они ни велись (а тем более такими крупными партнерами Украины, как Россия — 24% всего нашего экспорта), всегда будут выливаться в замедление проплат по контрактам. И как следствие — в замедление поступлений доллара и его продаж в нашей стране.
Американский след
На стоимости валютных кредитных ресурсов (и объемах долларовых платежей по ним) может отразиться поэтапное сворачивание программы количественного смягчения, которое с конца сентября обещают начать власти США (QE III). Расчет простой: чем меньшими темпами Штаты будут эмитировать новый доллар, тем быстрее будет формироваться его дефицит на кредитном рынке. «Сворачивание программы Федеральной резервной системы повлияет на стоимость кредитов в мире. В итоге и Украине будет сложнее привлечь долларовые кредиты по приемлемой цене», — допускает Дмитрий Власов.
Что будет с курсом гривни в конце года
ОПЕРАЦИЯ-ПРОВОКАЦИЯ
Банкиры практически сразу подтвердили «Вестям», что начавшееся в сентябре подорожание доллара не имеет под собой реальной почвы. «Мы не заметили какого-либо резкого всплеска спроса на доллар и его острого дефицита. Действительно, валюту стали приобретать немного активнее под импортные проплаты, это обычная практика для начала осени. Но никакого ажиотажа нет», — заверил нас заместитель председателя правления Сбербанка России Дмитрий Золотько.
Неофициально финансисты признавали, что безналичные сделки по завышенным курсам заключались крайне редко, неохотно дорогой доллар покупали и на наличном рынке (в основном заемщики для погашения валютных кредитов). Провокационные котировки ставились только с одной целью: чтобы расшатать торги, которые с лета застряли в коридоре 8,11–8,12 грн/$.
Но, к слову, часто даже такой провокации достаточно, чтобы взбудоражить компании и общественность. И именно этого сегодня и опасаются сторонние наблюдатели: как только экспортеры, получившие доллары за свою сталь, зерно и другую продукцию, увидят хотя бы малейшую возможность подороже продать валютную выручку в случае валютного ажиотажа, они тут же начнут придерживать заведенную в страну СКВ. По закону, на обязательную продажу 50% валютной выручки у компаний есть до 90 дней. А вот когда спекулянты ощутят реальную нехватку доллара, они воспользуются ситуацией на все 100% и раскачают курс «гривня/доллар» по максимуму.
Чтобы оценить реальные предпосылки для изменения курса доллара на ближайшие месяцы, «Вести» взвесили все «за» и «против» курсовых колебаний этой осенью. Прикинули: сколько валюты еще может прийти в страну и сколько правительству придется заплатить по государственным обязательствам.
РЕЗЮМЕ
Обвал курса гривни сегодня невыгоден никому, кроме спекулянтов, зарабатывающих на ажиотаже. Очень сильно валютной стабильностью дорожит власть, которой предстоит выплачивать крупные суммы в долларах западным кредиторам. Собирая доллары под каждую внешнюю выплату, Нацбанк с Кабмином не дадут им подорожать. Возможности для этого у них есть: помогут и привлечение новых займов при помощи еврооблигаций, и поступления выручки от экспортеров, и финансовая помощь Евросоюза. Впрочем, это не значит, что курс гривни закрепят в одной точке и заставят его стоять. В конце концов, чиновники пойдут навстречу МВФ, которому обещали свободный валютный рынок. Котировкам дадут колебаться, но в меру — в рамках 8,1–8,3 грн/$.
АЛЕКСАНДР ПЕЧЕРИЦЫН: «СЕЗОННОСТЬ ОПРЕДЕЛИТ КУРС»
«В ближайшее время на курс гривни будут оказывать влияние сезонные факторы: общий рост деловой активности, рост объемов импорта энергоносителей в страну, а также традиционный для начала осени рост девальвационных ожиданий со стороны населения, — уверен Александр Печерицын, ведущий экономист блока финансовых рынков «Креди Агриколь Банка». — Если потребуется, то стабилизировать нацвалюту будут, вводя спецналог на наличном рынке и повышая требования об обязательной продаже валюты экспортерами».
ВЛАДИМИР ФЕНЮК: «ДЕВАЛЬВАЦИЯ ГРИВНИ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ»
«Нацбанк сформировал золотовалютные резервы на достаточном уровне (не менее объема трехмесячного импорта). Так что в случае необходимости курс гривни на межбанке будут поддерживать за счет их, — считает Владимир Фенюк, эксперт по валютным операциям казначейства «Банка Национальный кредит». — Правда, пока реальных предпосылок для девальвации гривни я не вижу ни на безналичном, ни на наличном рынке. Спрос на валюту со стороны населения сбалансирован предложением».
АНАТОЛИЙ БАРОНИН: «У НБУ ЕСТЬ ВСЕ ДЛЯ СТАБИЛЬНОСТИ»
«Нацбанк располагает инструментами для обеспечения стабильности гривни в случае дестабилизации рынка, — полагает Анатолий Баронин, директор аналитической группы Da Vinci AG. — Это и повышение норматива обязательного возврата валютной выручки экспортерами, и ужесточение правил обмена валюты (в первом полугодии регулятор отошел от оперативного вмешательства к административному регулированию валютного рынка). Полагаю, у регулятора достаточно возможностей для удержания курса на 8,2 грн/$».
Источник: vesti.ua
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости