Банки Российской Федерации в период с 2011 по 2014 годы потеряли 20 миллиардов долларов — деньги были просто выведены из страны, проведены через иностранные банки, а затем оказались на офшорных счетах. В схеме задейстованы более пяти тысяч подставных компаний со счетами в 732 банках, разбросанных по 96 странам мира.
Проект по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (OCCRP) рассказал эту историю еще в 2014 году, но только в последнее время журналисты из OCCRP и “Новой газеты” в Москве смогли получить доступ к множеству банковских документов, которые они затем открыли для журналистов-расследователей в 32 странах мира.
Их совместное расследование впервые рисует более полную картину того, как миллиарды переехали из России через 112 банковских счетов, которые составляли слаженную систему в Восточной Европе, а затем осели в банках и на офшорных счетах по всему земному шару. В конечном итоге мошенникам удалось вывести $20,8 млрд.
Теперь уже с уверенностью можно сказать, что большая часть денег в конечном счете нашла свой путь “в карманы” к крупным российским предпринимателям, которые владеют группами компаний в строительстве, машиностроении, информационных технологиях и банковском деле. Сотни миллионов долларов были оформлены через госконтракты для госкомпаний или субсидированы правительством напрямую путем мошенничества, ухода от налогов и фальсификации тех же контрактов. Изначально деньги заходили в схему через подставные компании, существовавшие только на бумаге и чьи конечные бенефициары не могут быть отслежены.
Огромные суммы, которые могли бы помочь восстановить дороги и порты страны, модернизировать систему здравоохранения или уменьшить уровень бедности среди пожилых людей, вместо этого депонированы в молдавском банке.
Тратились отмытые деньги на вечеринки, предметы роскоши, концерты рок-групп, приезжающих в Россию, и на небольшую польскую неправительственную организацию, которая отстаивала про-российскую повестку дня в Европейском Союзе (Она управлялась неким Матеушом Пискорским, польским лидером прокремлевской партии, арестованным за шпионаж в пользу России).
Известные компании невольно принимали участие в афере, когда бенефициары использовали свои деньги для покупки товаров и услуг.
Так, Samsung в Южной Корее получал “грязные” деньги, как и шведская телекоммуникационная компания Ericsson и производитель инструментов Black & Decker. В Соединенных Штатах $500 000 отправились в Total Golf Construction Inc. — компанию, которая может похвастаться ремонтом гольф-поля для Дональда Трампа на карибском острове Кануан, на Сент-Винсенте и Гренадинах. Большой японский производитель электроники получил €576 000 из Австрии от имени британской компании в ведении российского криминального авторитета и “черного финансиста” из РФ Сергея Магина.
Как вывести деньги из России: организация аферы с банками
Мошенники создали ядро из 21 компании, которые были зарегестрированы в Соединенном Королевстве (Великобритания), на Кипре и в Новой Зеландии и управлялись скрытыми владельцами. Ряд российских компаний затем использовали эти “фирмы-однодневки”, чтобы вывести свои деньги из России. Даже директора и акционеры компаний были поддельными. Еще в 2015 году журналисты выяснили, что некоторые фейковые компании были записаны на жителей маленького городка под Киевом — Мироновки.
Но чтобы вывести, нужно сначала получить. Для этого организаторы создали фальшивый долг среди некоторых из этих подставных компаний, а затем через молдавского судью потребовали у российских компаний, желавших “отмыть” деньги, оплатить этот долг на счет, подконтрольный молдавскому суду. Компании в основном работали, как финансовые насосы, перемещая одинаковые суммы между счетами в различных юрисдикциях.
И вот тут в игру вступает “Молдинкомбанк”. Эта финансовая организация вскоре была “затоплена” поступающими электронными переводами из российских компаний. А после этого около $8 млрд были выведены непосредственно с этих счетов в Молдове и проведены по всему миру.
В то же время почти $13 млрд перевели в ТКБ (“Траст Коммерцбанк”) в Латвии. Часть денег исчезла в лабиринте этих же счетов. Учитывая расположение ТКБ в Европейском Союзе, сделки имели меньше шансов быть поставленными под сомнение другими банками. Деньги теперь считались “чистыми” европейскими деньгами, которые можно было бы потратить на что россияне хотели.
Более одного миллиарда было выведено в Эстонию, более $900 млн — в Гонконг, еще столько же — в материковый Китай, $600 млн с гаком осели в Швейцарии, а $871 млн с копейками нашли свой приют на Кипре. И это лишь самые крупные “сделки”.
В период с 2011 по 2014 год 21 подставная компания выпустила 26,746 платежей со своих различных счетов в ТКБ и “Молдинкомбанке”. Некоторые платежи действительно шли от подлинных компаний на оплату реальных товаров — но оплата совершалась не настоящими клиентами, а той же “группой 21”, которая использовала фиктивные копии документов.
Компании, с которыми журналисты OCCRP связались, отрицают свою вину. Многие говорили, что так их российские клиенты делают бизнес — добавив, что теперь они прекратили обслуживание этих клиентов. Большинство сослались на конфиденциальность и отказались идентифицировать своих клиентов.
Когда OCCRP впервые сообщила о схеме, латышский ТКБ быстро назвал историю “мешаниной искаженных фактов и спекуляциями журналистов против банка”. Два года спустя, весной 2016 года, “Траст Коммерцбанк” был закрыт за неисполнение законодательства по борьбе с отмыванием денег.
“Русские закупки основываются на завышенных ценах”, — сказал бывший сотрудник ФСБ. “Поскольку система коррумпирована, лишь небольшая часть официальной цены тратится на реальные товары или услуги для государства. [Избыток] переводится на счета фиктивных фирм в России, а затем подключаются офшоры и деньги отмываются через различные платформы. Эти деньги впоследствии делятся среди чиновников и поставщиков”.
Крупные банки, теневые сделки
И наконец, выплаты отмытых денег легко скользили на счета в крупнейших международных банках мира.
Расследование показывает, что мировая банковская система “импотентна”, не в состоянии замедлить движение массовых потоков незаконных денежных средств. Должностные лица банка называют целый ряд причин, почему так происходит — в том числе отсутствие помощи от российских коллег.
Тем не менее, HSBC, Deutsche Bank, Банк Китая, Банк Америки, Danske Bank и Emirates NBD Bank — все в конечном итоге оказались с испорченными деньгами. Большинство ответило, что они относятся к отмыванию денег серьезно и вновь подтвердили свою приверженность желанию остановить поток “грязных” денег. Но большинство не пошли дальше слов. Некоторые ссылались на конфиденциальность своих клиентов в качестве причины для скрытности.
Следует напомнить, что швейцарская “дочка” HSBC несколько лет назад уже была поймана на сбережении денежных средств от торговцев оружием, “кровавых диамантов”, наркотиков, а также на обслуживании диктаторов. Скандал получил тогда название Swissleaks. Тот случай хорошо показал, как легко филиалы в другой стране могут игнорировать предписания из центрального офиса.
HSBC сыграл важную роль и в описываемой истории — на долю банка в Лондоне, а также его филиала в Гонконге пришлось более $545 млн “отмытых” российских денег. Royal Bank of Scotland оперировал с меньшей суммой — 113 млн, в то время как в США Банк Америки и Citybank провели операции на $51 млн.
Привет из прошлого: компания из “Панамского архива”
Если мы хотим копнуть глубже, нам придется вернуться к “Панамским архивам”.
В 2009 году на электронную почту фирмы упало письмо от таинственного адресата под именем “768”. В письме была просьба “взять с полки” фиктивные компании и передать их адресату. Такие компании обычно не ведут никаких дел, зарегестрированы в офшорах и лежат “на полке” до востребования…
Из Панамы пришел ответ с файлом Excel, где был список подходящих компаний на продажу, в том числе из Великобритании.
Эта переписка положила начало еще одной сложной офшорной схеме. Одна такая компания была в 2004 году создана в Шотландии местным агентом “Axiano Company Secretaries Ltd.” под названием “Westburn Enterprises Ltd”. Она управлялась с… Кипра бывшим “налоговиком” Мариосом Папантониу. Долгие годы упомянутая компания вела себя “образцово” — имела уставный капитал в один фунт стерлингов и декларировала админрасходы на содержание.
Но перед своим закрытием, в 2012-2014 гг. указанный директор открыл счета компании в “Молдинкомбанке” и ТКБ и перевел туда деньги из России. Те самые двадцать с лишком миллиардов долларов. Один миллион из схемы был потрачен на покупку акций в другом банке Молдовы. Счет был открыт на некоего Мориса Уолтерса… директора Axiano и еще 116 подобных “фирм-однодневок”. Он указан как бенефициарный собственник банковского счета.
И подобным “бизнесом” занимались еще по крайней мере 20 подобных офшорных компаний.
Что ж, деньги на месте, осталось узнать, для кого они предназначались.
“Оборонка”, IT и брат Путина: кто пользовался схемой
Но используя документацию компаний, журналисты отслеживали имена некоторых клиентов после того, как руководители отказались предоставить их. Они обнаружили, что пользователями схемы были богатые и влиятельные россияне, сделавшие свои состояния на ведении дел с российским государством.
Среди них: Алексей Крапивин, бизнесмен в доверенном внутреннем кругу президента России Владимира Путина, Георгий Генс, московский бизнесмен, который владеет группой “Ланит” — одним из дистрибьюторов информационных технологий (IT) в России для Apple, Samsung, ASUS и других компьютерных гигантов, Сергей Гирдин, чья “Российская Группа Марвел” участвует в IT-бизнесе и является важным клиентом крупнейшего российского госбанка.
Некоторые деньги из схемы были переведены на компании, принадлежащие российским гражданам за рубежом, таким как Trident International Corp., принадлежащая Павлу Семеновичу Флидеру. Натурализованный гражданин США Флидер был осужден в 2015 году за контрабанду компонентов американской электроники для российских оборонных фирм.
ФБР сообщило суду, что Флидер осуществлял “продажи в исторически известные организации в российском военно-промышленном комплексе, три из которых были непосредственно целями американских санкций против российских оборонных и технологических организаций или были косвенно ими затронуты”.
Представители ФСБ были в составе совета директоров по крайней мере одного из банков, которые выводили миллиарды из России, как это сделал Игорь Путин, двоюродный брат президента Путина. Он был менеджером и членом исполнительного совета в “Российском Земельном Банке”. Этот банк перевел более чем $9,7 млрд в “Молдиндконбанк” в Молдове. Большая часть этой суммы отправилась по проторенной дорожке в латышский ТКБ, а затем по всему миру.
Таинственные россияне и молдавский прокурор: как пытались расследовать аферу
Исследования начались в трех странах после того, как появились новости, но так и зашли в тупик. Сотрудничество Молдовы и РФ по расследованию началось хорошо, когда в сентябре 2014 года, через месяц после того, как OCCRP опубликовал свой первый рассказ об афере, российские следователи Алексей Шматков и Евгений Волотовский прибыли в Кишинев для помощи молдавским коллегам.
Они предъявили паспорта с датой выдачи за день до их прибытия, говоря молдаванам, что те имеют дело с секретными агентами, которые уполномочены только на встречи.
Они оставались в течение двух дней и сопровождались вокруг молдавской столицы российским представителем посольства. Молдавские следователи говорят, что они не получили полезной информации от этих двух посетителей или от кого-либо в Москве.
Молдаване, которые попросили остаться неназванными, сказали, что они чувствовали себя пойманными на игре в пинг-понг с Москвой: каждый раз, когда они пытались достать кого-то, они направлялись в другой отдел Федеральной службы безопасности России (ФСБ).
Ранее парламент Молдовы подал официальную жалобу о том, что чем дальше молдавские расследователи “копали” историю про отмывание денег, тем больше россияне “преследовали” молдавских чиновников, пытавшихся попасть в РФ.
“Эти нарушения также усилились после того, как молдавские следователи направили запросы в Российскую Федерацию, чтобы получить информацию о происхождении указанной суммы … Мы должны упомянуть здесь, что наше расследование показало связь между [этими] деньгами и попытками коррумпировать членов Парламента Молдовы”, — сказал Виорел Морари, глава антикоррупционной прокуратуры в Кишиневе.
Он добавил, что уже возбуждены уголовные дела в отношении 16 судей, помогавших выводить деньги из Молдовы.
“У нас есть 14 дел в суде. Четверо судебных исполнителей уже обвинены. Один из них в бегах и мы выдали ордер на розыск. Семь человек из “Молдиндконбанка” также находятся под следствием”, — уточнил Морари.
Правоохранительные органы в Молдове, Латвии, Великобритании и России продолжают исследовать “прачечную”, но попытки привлечь виновных к ответственности и вернуть деньги затруднены отчасти из-за нежелания российских чиновников сотрудничать.
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости