Вопрос о судьбе Львовской площади сдвинулся с мертвой точки
В Киеве нет площадей, видом которых можно гордиться. Реконструкция превратила Майдан Независимости из уютнейшего места в будуар, заставленный флакончиками-скульптурами и стеклянными «тепличками». Cейчас мало кто вспомнит, что «Глобус» начинался с благих намерений реконструировать коллектор и обещания создать музей археологии в месте Лядских ворот. Европейская площадь живет в вечном страхе, что дыра, образовавшаяся после сноса здания почтамта, когда-нибудь будет заполнена модерновым небоскребом, а сама она станет крышей для многоэтажного паркинга. Ту же участь (паркинг) предлагали и для Михайловской площади, но «перспектива» не нашла конкретного инвестора.
Топ-лист реконструкций ныне возглавляют три площади: Почтовая, Контрактовая, Львовская. И хотя завершение реконструкции Почтовой прописано отдельной строкой в столичном и госбюджете, сроки завершения реконструкции отдаляются. А пока площадь остается страшным сном автомобилистов. Аналогичным образом вписанное в бюджеты открытие станции метро «Теремки» столичным руководством уже перенесено со Дня Киева на День Независимости. И если Почтовую откроют-таки к 26 мая, то это станет подтверждением, что правительственная трасса важнее метрополитена в спальный район.
Если Контрактовая площадь за последний год стала одной из горячих точек борьбы киевлян за свои права, то Львовская площадь остается символом безнадежности и стихийности. Более унылого места – с двумя разрушающимися зданиями, слепыми окнами глядящими друг на друга через Большую Житомирскую улицу – в Киеве еще поискать надо. Реконструкция фонтана закончилась возведением супермаркета Billa, а на клумбе в сквере напротив выросло кафе Dragee.
«Львовская площадь – площадь, которая вызывает у меня кровавые слезы с изжогой, – делится главный архитектор Киева Сергей Целовальник. – Уже 20 лет существует концепция, разработанная после конкурса Яношем Вигом. Почему у меня кровавые слезы? Потому что за эти годы судьба площади не решена – стоит разрушающийся объект Яноша Вига (корпус театрального института Карпенко-Карого), так называемая реконструкция плескательного бассейна у Дома торговли вылилась в пятиэтажный дом, в котором сейчас никому не нужная Billa… В данном случае сработали связи инвестора, и его влияние на киевские власти… Киевсовет три месяца не собирался, хотя правительством ставился вопрос утвердить мораторий на застройку Львовской площади. И эти три месяца дали инвестору возможность в лихорадочном режиме достроить объект и убить по сути площадь. И теперь мы вместо площади, у которой был исторически сложившийся фасад, имеем Т-образный перекресток. Да, инвестор получил прибыль, он доволен, что на все начхал, наплевал на историю Киева, на главного архитектора, пользуясь только тем, что у него милицейские звезды на погонах…»
Способ решения проблемы Львовской площади главный архитектор Киева видит в проведении нового архитектурного конкурса. «Любая стройка, которая простояла незаконсервированной, теряет некоторые моменты. Возможно, те части, которые сильно повреждены эрозией и коррозией, надо будет снять и дальше продолжить строительство, но шла речь о том, что Янош Виг (автор проекта) готов пересмотреть сегодня этот объект и перепроектировать его по новому заданию, возможно, это уже не будет театральный институт, а что-либо иное», – прокомментировал «Свободной прессе» Целовальник.
По его словам, дом по адресу Ярославов Вал, 3, в начале прошлого года был исключен из Реестра памятников, не подлежащих приватизации, так что его судьбу несложно спрогнозировать. Без крыши, окон и перекрытий между этажами дело времени, когда он сам окончательно разрушится, а вот что будет построено на лакомом кусочке земли…
Но город, похоже, отчаялся ждать и договариваться с инвесторами. Поэтому решено актуализировать давно замороженный вопрос станции метро «Львовская брама», мимо которой поезда проезжают не останавливаясь.
Глава КГГА Александр Попов недавно заявил: «Мы сейчас формируем бюджет развития Киева на 2013 год, и моя позиция такова, что нам в этом году нужно начать делать «проходку», для того, чтобы через два года мы эту станцию открыли. Я уверен, что в этом году мы начнем строительство».
Место непростое. Для того, чтобы подняться наверх в район ул. Воровского и Львовской площади, нужно с двумя уровнями подняться на высоту более 50 м. «Промежуточный уровень на отметке 132 м мог бы стать уровнем подземного обитаемого пространства под Львовской площадью. Это могли быть паркинги, магазины, выставочные пространства, а дальше уже можно было бы выходить на те направления, которые сегодня имеются – и к той же Billa, и др.» – расписывает преимущества для потенциальных инвесторов Целовальник. Он предполагает, что в этом году метрополитен пойдет «впереди паровоза», вертикальным щитом пройдет до отметки будущего разгрузочного вестибюля, с этого уровня наклонным штреком пойдет к станции метро. «Но там грунты настолько слабые, что их придется замораживать, чтобы щит мог пройти нормально, и это потребует не менее двух лет, – говорит Целовальник. – Так что у нас есть два года, чтобы определиться и начать действовать по единому плану. Львовская площадь могла бы стать уникальнейшей и красивейшей площадью Киева. Я приведу пример: в Мюнхене есть площадь Карлсштадт, так под поверхностью площади ходят трамваи, машины, люди ходят, а еще ниже 4-уровневый пересадочный узел Штахус. И там нашлось место и парковкам, и торговым площадям, и переходу пригородным поездам и электричкам, происшествия дня».
Гендиректор «Киевметростроя» подтвердил, что работы уже начаты: «Харьковскому институту заказан проект станции «Львовская брама». Кто будет осуществлять работы, пока не ясно. Но логично было бы поручить нам: мы ведь строили эту станцию, нам ее и заканчивать». Вообще метростроевец убежден, что Львовская площадь может стать плацдармом, где кардинально могут смениться приоритеты взаимоотношений «инвестор-город». Помнится, заминка с обустройством выхода как раз и была вызвана ожиданием инвестора для Львовской площади, под проект которого были готовы двигать точку входа-выхода в метро или даже встраивать ее в торговый или офисный центр. Результат такого компромисса виден каждому. «Пора менять психологию отношений. Не мы ждем и приспосабливаемся под инвестора, а инвестор подстраивает свой проект к нашему выходу», -предлагает Петренко. «Цену вопроса» эксперт оценивает лишь приблизительно: «Вся проходка – это порядка 200—300 млн грн, но в этом году мы должны начать хотя бы подготовительные работы, а это минимум 50 млн грн».
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости