Эксперты считают завышенной цену 50% “Контейнерного терминала Ильичевска”, по 3-летнему опциону на выкуп которых датско-российская компания может заплатить $60 млн. Но не исключают переоценки актива на фоне падающих объемов перевалки у терминала.
2 сентября была объявлена M&A-сделка между крупнейшими игроками стивидорного бизнеса в СНГ. Кипрский оффшор первого в РФ портового оператора Global ports (среди совладельцев — датская группа A.P. Moller-Maersk и структуры российского холдинга Н-Транс) за $291 млн покупает 100% акций своего конкурента, “Национальной контейнерной компании” (НКК). Продаваемая компания с владельцами в лице бизнесмена Андрея Кобзаря и управленцев группы First Quantum располагает контейнерными терминалами на российском Северо-Западе годовой пропускной способностью в 1,89 млн TEU.
Причины этого поглощения — на поверхности. НКК к моменту сделки накопила огромный для сектора чистый долг в размере $912 млн. Погашать его необходимо в течение последующих пяти лет, что довольно сложно при EBITDA компании в $164 млн за 2012-й. Прошлый год для НКК вообще нельзя назвать удачным: выручка снизилась на 20% до чуть более $253 млн, чистая прибыль — на 41% до порядка $97 млн.
Сделка не обошла стороной и украинскую портовую сферу — в части 50% прав собственности на “Контейнерный терминал Ильичевск” (КТИ, расположен в Ильичевском морском торговом порту), опцион по приобретению которых был оценен сторонами в $60 млн. Пока этот актив выведен из предмета общей сделки, но договоренность предусматривает, что указанный пакет может быть выкуплен Global ports на протяжении трех лет.
Цена и оценки
По итогам I полугодия-2013 доля КТИ, на 100% формально принадлежащего First Quantum, в украинском контейнерном грузопотоке составила 28,62%. При всей внушительности показатель отражает все же спад в деятельности компании. КТИ постепенно теряет свои объемы в пользу ГПК Украина (“Гамбург порт консалтинг Украина” — один из операторов контейнерного терминала в Одесском порту; подконтрольна гамбургской HHLA). По нашим оценкам, объемы грузопереработки на ГПК за первые шесть месяцев 2013-го увеличились на 26% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). А вот КТИ за то же время потерял почти 7% своих объемов. Еще один заметный игрок сектора — “Бруклин-Киев Порт” (БКП) — снизил перевалку в отчетный период на 9%.
При номинальной пропускной способности в 0,85 млн TEU за последний год КТИ перевалил 0,21 млн TEU. Если учитывать этот объем и фактическое распределение между 20-ти и 40-футовыми контейнерами, а также существующие ставки погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), то оценка стоимости всех 100% “Контейнерного терминала Ильичевска” в $120 млн выглядит разумной, исходя из ставки дисконта 12,5%. При учете более высокой ставки (как для украинских активов — 15%) стоимость снижается до $106 млн.
Объявленная цена за 50% КТИ выглядит достаточно выгодной для продавца. Но с точки зрения ситуации, складывающейся в портовой сфере Украины — грядущая дерегуляция тарифов, в ходе чего совсем не исключено их довольно заметное снижение, и тренд с падением объемов перевалки на КТИ — она выглядит все же завышенной и преждевременной.
Активное качество
Существующие обязательства КТИ предусматривают, что компания должна провести реконструкцию первого и второго причалов Ильичевского морского торгового порта (МПТ) с вложениями до $100 млн с 2015 года. Кроме того, КТИ должен перейти на другую форму сотрудничества с портом — аренду или концессию. (Сейчас компания взаимодействует с этим портом по договору о совместной деятельности. Данная форма сотрудничества, кстати, была предметом нешуточных судебных споров между структурами НКК в Украине и Ильичевским МТП. В итоге в сентябре 2012-го компания суд у порта выиграла, сохранив за собой право использования перевалочных мощностей, но финансовое и хозяйственное состояние НКК и КТИ за время судебных разбирательств это явно не улучшило — Ред.)
Идеальная форма сотрудничества для портового/стивидорного инвестора — получение активов в концессию. Но когда это может быть реализовано на примере КТИ и Ильичевского МТП, и в какие сроки, пока утверждать нельзя. На данный момент в Украине не зафиксировано ни одного заключенного “портового” договора концессии. А инвестиции, запланированные к внесению КТИ в 2015 году в развитие двух причалов, воспринимаются, мягко говоря, как неуместные.
С вводом в строй первой очереди строительства на Карантинном молу Одесского МТП, компания ГПК (основной конкурент КТИ) может позволить себе переваливать весь украинский контейнерный грузопоток единолично. К тому же и без этого проекта в сегменте сейчас наблюдается явный избыток мощностей. На данный момент портовые контейнерные мощности Украины обладают пропускной способностью 2,2 млн TEU, в то время как по 2012 году фактически было перевалено 751 тыс. TEU.
Так что реконструкция двух причалов не предоставляет КТИ никаких преимуществ. Напротив, просматривается реальный риск, что созданные в ходе этого дополнительные мощности будут простаивать в среднесрочной перспективе.
Сценарий выкупа
С нашей точки зрения, вероятный сценарий развития событий с продажей КТИ — попытка ускорения нынешними собственниками КТИ реализации означенного опциона. Для них скорейшая продажа 50% компании просто необходима, пока не укрепилась еще негативная тенденция в отношении доходов и объемов перегрузки именно этого терминала. Скажем, если за первую половину 2013-го общеукраинская перевалка контейнеров в морпортах выросла на 4,9% к АППГ, то в случае с КТИ зафиксирован спад в 7%.
Хотя, думается, в Global Ports намерены рассмотреть все аспекты этой части сделки, включая коррекцию долей рынка после нее, а также изменения по тарифам на ПРР и юридической стороны функционирования КТИ в акватории Ильичевского МТП. Вероятно, будет выбрана большая часть времени из трех лет действия по данному опциону. В этот период возможно согласование иной фактической/продажной стоимости актива. По нашему мнению, оценочная стоимость КТИ будет неуклонно снижаться в связи с потерей доли рынка и ценовой конкуренцией с другими контейнерными терминалами страны.
В руках нынешнего собственника КТИ сейчас проигрывает конкуренцию ГПК и БКП. Альянс морских линий Maersk, MSC и CMA CGM, которые вместе занимают в Украине 49% контейнерного рынка (объем за 2012 год — 332 тыс TEU), при выборе терминала для обслуживания своих контейнеровозов будет выдвигать приоритет для аффилированных операторов. “Бруклин-Киев Порт”, одним из акционеров которого выступает CMA CGM, располагает преимуществом перед всеми остальными. Однако БКП, стесненный в наращивании мощностей, не сможет обслуживать весь объем перевалки “по альянсу”.
В этом смысле заход Global ports на КТИ мог бы оставить последний на плаву при конкуренции с БКП и ГПК за грузопотоки альянса. Объяснение то же: акционером Global ports является APMT, терминальное подразделение Maersk, еще одного участника названного альянса. И отношения собственности вполне могут подвигнуть альянс к сохранению судозаходов на Ильичевск с предоставлением гарантий перевалки определенных объемов.
После реализации опциона на обеспечение полного грузопотока для КТИ со стороны альянса рассчитывать, конечно, не приходится. Но и сохранение существующего status quo было бы неплохим выходом для “Контейнерного терминала Ильичевска”. Не говоря уже о возможности конкуренции за те грузопотоки MSC, которые на данный момент обслуживает ГПК.
Источник: Дело
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости