Первое в этом году заседание Кабмина премьер-министр УкраиныНиколай Азаров начал с отчета об экономических успехах своего правительства и удивился, как можно не замечать очевидного “покращення”.
Победа над инфляцией
Козырем Азарова в публичных отчетах остается низкий уровеньинфляции. “Рост цен в Украине за последние 4 года составил около 14% — приблизительно 3% в год — это европейский уровень инфляции. Тогда как за два года в 2008-2009 годах он достиг почти 40%”, — похвалил себя премьер.
Напомним, 2008-2009 — период мирового финансового кризиса и обвала цен на металлургическую продукцию (главная экспортная статья Украины), поэтому равняться на этот период как минимум некорректно. Украинская экономика только за 2009 год потеряла 15% — на этом фоне даже сегодняшняя ситуация выглядит не критично. Возобновление спроса на продукцию украинской промышленности на внешних рынках после кризиса и кредит МВФ2010 года сделали для отечественной экономики больше, чем правительство Азарова.
Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития, считает что корректнее со стороны Азарова было бы сравнивать периоды 2010-2011 годов и 2012-2013 — мы бы увидели совсем другую картину. “Посткризисные 2010-11 — это были приличные годы, а вот 2012 и 2013 были откровенно плохими — промышленность постоянно падала, экономика вошла в рецессию, безумно рос госдолг. Вопрос нужно ставить по-другому: “Вы уже четыре года при власти. Что вы сделали лучше?”
Последние 2 года в Украине наблюдалась дефляция, что в текущих экономических условиях как раз не повод для гордости — отсутствие роста цен “добивает” экономику страны. “Это системная проблема. Все знают, как бороться с инфляцией, но очень мало людей знает, как бороться с дефляцией. Наше правительство — в том числе”, — ранее рассказывал в интервью Delo.UA основатель и генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital Игорь Мазепа.
Владимир Дубровский, старший экономист Case Украина, поясняет, что инфляция 2005-2008 годов была связана с приливом иностранного капитала, который НБУ выкупал, эмитируя гривню, чтобы не допустить чрезмерного укрепления курса. В целом это был признак высокой инвестиционной привлекательности. Сейчас, напротив, ситуация в экономике такова, что иностранный капитал из страны уходит. Обратная сторона этого процесса — жесткая монетарная политика с целью не допустить теперь уже девальвации. Она и сдерживает рост цен, а это — сомнительное достижение. “Угрожающая ситуация с двойным дефицитом — бюджета и платежного баланса — уже привела к тому, что Нацбанк был вынужден активно печатать деньги. Российский кредит позволил ненадолго передохнуть, но в любой момент эта хлипкая “крыша” может обрушиться” — считает экономист.
“Посткризисные 2010-11 — это были приличные годы, а вот 2012 и 2013 были откровенно плохими — промышленность постоянно падала, экономика вошла в рецессию, безумно рос госдолг. Вопрос нужно ставить по-другому: “Вы уже четыре года при власти. Что вы сделали лучше?”
Азаров в растущем дефиците проблемы не видит — когда МВФ порекомендовал сократить расходы госбюджета, премьер возмутился: “дефицит не является для нас сверхбольшим. Когда начинают рассказывать какие-то сказки, было бы неплохо на себя посмотреть: попробуй у себя дефицит 3,6% сделать”. По его мнению, проблему решит приватизация и рефинансирование.
Напомним, еще в 2010 году Еврокомиссар по вопросам денежной и кредитной политики Олли Рен разработал меры, призванные предотвратить возможные долговые кризисы. Центральный пункт законопроекта — введение финансовых санкций для государств за нарушение европейского Пакта о стабильности и росте, который устанавливает четкие границы дефицита бюджета и государственного долга. Прогноз бюджетного дефицита ЕС на 2014 год, опубликованный Еврокомиссией, снижен до 2,5% ВВП с 2,8% ВВП, в 2013 году он составил 3,5%. Так что у себя они уже попробовали.
Рост депозитов физлиц
К заслугам правительства премьер отнес и рост депозитов населения: “Только за прошлый год депозиты физических лиц выросли почти на 70 млрд гривень или на 36%… Что это означает, если не абсолютное доверие к экономической политике правительства?” Это несколько напоминает советскую пропаганду — “спасибо партии с народом за то, что дышим кислородом”. По словам Дубровского, вкладчиков привлекает то, что банки предлагают экстраординарно высокие проценты по депозитам чтобы привлеченные средства вкладывать в ОВГЗ. Государство сможет обеспечить выплаты по бумагам в любом случае, возможно за счет эмиссии, что в таком случае обесценит депозитные вклады. “Так что без достаточно радикального оздоровления фискальной политики и делового климата “доверять политике правительства” нет никаких оснований, по крайней мере в долгосрочном плане. А в краткосрочном — это лотерея”, — суммирует эксперт.
Снижение ставки налога на прибыль аж на 1% во имя модернизации предприятий тоже трудно назвать победой. Эта мера вызывает иронию как у предпринимателей, так и у налоговых консультантов — по их словам, этот налог и так не платится. В условиях падения ВВП и сокращения производства его не с чего было платить, в остальных случаях со снижением фактической ставки предприятия справлялись и без помощи правительства. В проекте бюджета на 2014 год поступлений от налога на прибыль запланировано на 9 млрд меньше, чем в бюджете на 2013 год. Реально же в текущих экономических условиях сэкономленных предприятиями средств будет еще меньше, и модернизацию они не покроют.
Минимальные зарплаты и оклады бюджетников
Конечно же, Азаров напомнил и про “социальную направленность” экономической политики: “Минимальная заработная плата в текущем году будет превышать уровень 2009 года почти в 2 раза, размер должностного оклада работника 1 тарифного разряда Единой тарифной сетки — в 1,7 раза”. Опять же, сравнивать с кризисным 2009 годом удобно, ведь можно говорить о двукратном росте. Однако напомним: едва поспевая за инфляцией, минимальная зарплата к октябрю 2009 года выросла с 605 гривень до 744, и в среднем за год составляла 650 гривень. С 1 декабря 2013 года этот показатель достиг 1218 гривень. В то же время, если смотреть на рост минимальной зарплаты за 2013 год, все выглядит скромнее — он составил всего 6,2%, и ни о каком росте в два раза тут даже говорить не приходится.
Напомним: едва поспевая за инфляцией, минимальная зарплата к октябрю 2009 года выросла с 605 гривень до 744, и в среднем за год составляла 650 гривень.
Однако при отсутствии роста экономики и постоянном падении промпроизводства зарплаты в принципе не должны были расти, считает Юрий Макогон, завкафедры экономики промышленности НАН: “Еще в советские времена сформировался закон: темп роста заработной платы не может превышать производительность труда. Если ВВП не растет, откуда будет расти зарплата?”. В то же время, экономист подчеркивает, что речь идет о минимальных окладах, от которых зависят поступления НДФЛ в местные бюджеты, тогда как более показательными в социальном плане являются средние зарплаты. Ссылаясь на собственные исследования, Макогон отмечает, что средние зарплаты росли (помимо Киева) преимущественно в восточных регионах — в Донецкой, Запорожской, Луганской и Днепропетровской областях, где сосредоточено производство. В целом же по стране за 2013 год средняя зарплата выросла примерно на 1%.
Что касается оклада бюджетного работника первого разряда (который используется для расчета окладов всех бюджетников), то на первое полугодие он заморожен на уровне 852 гривень, а к концу года вырастет до 1011 гривень, что все еще не дотягивает хотя бы до прожиточного минимума (1176 гривень). Сделать эти цифры предметом гордости со стороны главы правительства по меньшей мере странно.
“В результате такого роста среднемесячная заработная плата к концу 2014 года, например, участкового врача-терапевта высшей категории вырастет на 602 гривни в месяц”, — обещает премьер. Но работники медицинской сферы его оптимизм не разделили и направили обращение к спикеру Парламента Владимиру Рыбаку.
В обращении профсоюза работников медицины говорится, что при таких условиях ситуация в оплате труда работников бюджетной сферы только ухудшилась, поскольку увеличился разрыв между размером должностного оклада работника первого тарифного разряда и уровнем минимальной зарплаты — это повлияло на дифференциацию в оплате труда работников разных тарифных разрядов и уменьшило и соотношение между окладами медиков-профессионалов и работников неквалифицированного труда. Так, если в 2013 году должностной оклад врача-хирурга высшей квалификации превышал оклад санитарки, дворника и уборщика на 890 — 915 гривень, то в 2014 году эта разница уменьшится до 844 гривень, а оклад медсестры всего на 17 гривень будет превышать заработную плату неквалифицированных работников.
Юрий Макогон, кроме того, напоминает: “Зарплаты бюджетников связаны с бюджетом, которого нет, но в который уже заложен дефицит. Это настораживает”.
Если в 2013 году должностной оклад врача-хирурга высшей квалификации превышал оклад санитарки, дворника и уборщика на 890 — 915 гривень, то в 2014 году эта разница уменьшится до 844 гривень, а оклад медсестры всего на 17 гривень будет превышать заработную плату неквалифицированных работников.
И хотя Премьер-министр согласился с тем, что “проблемы есть”, судя по откровенному популизму его заявлений, решать их правительство не намерено. Ведь можно прикрывать бездеятельность копеечными социальными инициативами, снижать налоги, которые никто не платит, приписывать себе несуществующие заслуги и манипулировать датами и цифрами, постоянно ссылаясь на недобросовестных “папередников”.
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости