Гастролер или реформатор? Одесские бизнесмены – об отставке Михаила Саакашвили и результатах его работы.
Вчера одесский губернатор Михаил Саакашвили, позиционирующий себя ярым борцом с коррупцией в регионе, подал в отставку. Около полутора лет назад, когда экс-президента Грузии назначили главой Одесской области, местные бизнесмены возлагали на него большие надежды. По прошествии 100 дней работы Саакашвили одесский бизнес буквально спел Михо дифирамбы как борцу со взяточничеством и человеку, уважающему бизнес.
После заявления об отставке журналисты ЛІГА.net спросили у бизнесменов: что успел сделать и с чем не справился грузинский реформатор, удалось ли ему побороть коррупцию в регионе и заручиться поддержкой инвесторов.
Но отвечать на вопросы ЛІГА.net согласились не все. Например, менеджмент одесского производителя соков Витмарк, руководство дистрибьютора сигарет Тедис Украина, владельцем которого является одесский бизнесмен Борис Кауфман, представители одного из крупнейших производителей подсолнечного масла Олсидз, алкогольной компании Глобал Спиритс, владеющей коньячным заводом в Шустов в Одессе, а также планирующий строить в Одесском порту перевалочный терминал владелец Укрлендфарминга Олег Бахматюк – все они общаться с журналистами не захотели. Большинство из них мотивировали отказ тем, что вопрос о Саакашвили не бизнесовый, а политический.
При этом некоторые бизнесмены рассказали о своих впечатлениях от работы Саакашвили на условиях анонимности. “Из реальных позитивных результатов работы, могу назвать прозрачную работу таможни. Был эпизод, когда Михаил Саакашвили, помог мне лично. Саакашвили не позволил остановить работу компании”, – рассказывает одесский предприниматель.
По словам еще одного собеседника ЛІГА.net, в момент, когда Михаил Саакашвили стал губернатором Одесской области, интерес со стороны инвесторов к региону существенно вырос. “Но потом многие поняли, что не все может решить губернатор. Его отставка это и подтвердила. Есть другие силы, которые управляют городом”, – уточняет собеседник.
Ниже – наиболее содержательные ответы одесских бизнесменов.
Андрей Ставницер, совладелец и гендиректор группы терминалов ТИС
Я могу понять это решение Саакашвили (об отставке, – ред). Насколько я знаю, он готов был его принять где-то в конце лета. Отставка Лорткипанидзе – главы Нацполиции в Одесской области, по всей видимости, стала последней каплей. Де-факто без Лорткипанидзе, без прокуратуры, проводить какие-то изменения нереально. Каким губернатором был Саакашвили? При Михаиле бизнесу было спокойно. В том смысле, что контролирующие и силовые органы держали себя в рамках. Логика следующая – есть Миша, который любит и умеет шуметь, поэтому лучше с ним не связываться. И есть много других городов, где можно заниматься полным беспределом. В Одессе при Михаиле Саакашвили, все таки, беспредела не было. Все органы – милиция, прокуратура, СБУ, экологи, таможня – работали нормально. Были какие-то частные случаи, но он ехал туда и разбирался. Делал он это, используя какие-то резервы организма, здоровья, потому что реальных административных рычагов повлиять на ситуацию у него практически не было. Именно поэтому главным его оружием против рейдерства, незаконных проверок стало использование общественного резонанса. В общем и целом, такая система работала исправно. Я помню ситуацию, когда в офисе одного моего знакомого были маски-шоу из Киева. Тогда Лорткипанидзе лично присутствовал и заставлял киевских проверяющих действовать по букве закона и минимизировать последствия. Например, хотели изъять серверы в офисе. Это парализовало бы всю сеть компании по Украине. Убеждением удалось этого не допустить. Вся команда Саакашвили была заточена на исключение подобных случаев. Я уверен, что бизнес уже очень скоро заскучает по временам, когда Саакашвили был губернатором. За те два года, которые он работал в Одессе, отрицательную динамику города удалось переломить. Думаю, его последователи превратят одесский регион в нечто похожее на всю Украину. Кандидаты на замену Саакашвили, которые сегодня обсуждаются в интернете, не вызывают никакого оптимизма, а скорее наоборот.
Виктор Берестенко, глава профсоюза экспедиторов Одесской области
Что успел:
1. Все же добился финансирования строительства дороги Одесса-Рени;
2. Поломал системную коррупцию в Одесской таможне (прогнав структуры, которые кормились в ней – СБУ, прокуратура, МВД, народных депутатов и представителей Кабмина, УВБ ГФС и контрабандистов);
3. Системно разрешал проблемы бизнеса (хотя это делала начальник Одесской таможни Марушевская, но заслуга Михо) при оформлении грузов в Одесской таможне (распоряжения по времени оформления, стране происхождения, группам товаров, крупным налогоплательщикам и др.);
4. Открыл центр обслуживания граждан.
С моей точки зрения, все что ему не удалось сделать – это не выполненные обещания перед ним нашего президента и премьер-министра. Ему не удалось изначально разобраться и осознать, что его пытаются использовать как занавес для власти, за которым продолжается высшая политическая коррупция.
В своем роде Михаил был публичным для президента и премьера, побуждая их к принятию активных действий, а не продолжению закулисных договорняков.
Как по мне, то для бизнеса он был и остается своеобразной скорой помощью от рейдерских и коррупционных наездов, рецидивов “системы”, и надеждой на то, что повторит грузинский успех реформ.
Я сразу прогнозировал, что его полномочий не достаточно, и все успехи – результат его политического веса. Михаил и его команда были недоговороспособными, они писали правила и сами их выполняли, для многих это выглядело аномальным, и это вселяло надежду на реформы в государстве.
Александр Лазарев, директор одесской компании Ламарин (таможенное оформление и транспортно-экспедиторские услуги)
При Михаиле Саакашвили проводилась борьба с коррупцией. На протяжении последнего года-полтора я не припомню ни одного случая, чтобы у меня попросили взятку за оформление груза. Еще три-пять лет назад наблюдалась прямо противоположная ситуация. Крупные компании оформляют грузы на Одесской таможне без особых сложностей, а все процедуры упрощены. Иная ситуация с мелкими компаниями, которые не платят взяток, но сталкиваются с процедурой повышения минимальной таможенной стоимости. Сейчас все компании ожидают анонсированное упрощение правил оформления грузов, создания, так называемого Открытого таможенного пространства. Но воплотятся ли наши надежды в жизнь – пока неизвестно.
Борис Музалев, совладелец продовольственных сетей Космос и Таврия-В
По дороге Одесса-Рени наконец-то возможно проехать, и это большой позитив. В области, в сельской местности ремонтируют дороги, чего не было при других губернаторах. У нас есть магазины и производство в Одесской области, и хорошая транспортная доступность упрощает нам работу. На Одесской таможне нет больших проблем. Местная полиция работает эффективно и борется с шумом в ночное время суток, особенно это наблюдается в период массового наплыва туристов. Я не знаю, кому приписать это достижение – мэру или губернатору. Курорты под Одессой развивались всегда, но сейчас темпы развития гораздо выше. Это объяснимо: украинцы стали меньше ездить в Турцию и Египет. Согласовательная система по-прежнему сложная, и инвесторам тяжело пробиться через эти преграды.
Шота Хаджишвили, СЕО группы агропромышленных компаний Risoil S.A.
Что успел? Ничего не успел… Ветряные мельницы победить невозможно.
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости