Олигархи вынашивают план, как поделить между собой НЭК «Укрэнерго» в ходе его корпоратизации
Национальную энергетическую компанию НЭК «Укрэнерго» в ходе ее корпоратизации планируют поделить на две части – к одной компании отойдут магистральные линии электропередач (ЛЭП), к другой – непосредственно сам диспетчерский центр объединенной энергосистемы Украины. Об этом «Свободной прессе» заявил один из заслуживающих доверия экспертов украинского энергорынка.
Таким образом, если раздел «Укрэнерго» состоится, Украина вернется к порядку, существовавшему до 1998 года, когда Национальный диспетчерский центр Украины и госкомпания «Укрэлектропередача», эксплуатировавшая магистральные ЛЭП, были отдельными предприятиями, пока их не объединили в НЭК.
«В изменении расклада сил на энергорынке намечаются определенные интриги. Одна из них будет заключаться в том, как разделят «Укрэнерго». Пока планируется, что диспетчеризация отойдет к Ринату Леонидовичу, а сети – к другим людям», — сказал эксперт. Среди возможных кандидатов на установление контроля над магистральными ЛЭП называют собственника Group DF Дмитрия Фирташа, а также некоторых других отечественных бизнесменов.
Как известно, президент Виктор Янукович своим мартовским указом от 2012 г. поручил Кабмину подготовить законопроекты о корпоратизации НАЭК «Энергоатом» и НЭК «Укрэнерго» и представить их на рассмотрение Верховной Рады.
Однако правительство до настоящего времени президентский указ не выполнило – возможно, в силу ожидаемого чрезмерного резонанса вокруг данного мероприятия, а возможно из-за незавершенности продолжающихся переговоров между крупнейшими участниками энергорынка относительно его будущей конфигурации, а также окончательного распределения сфер влияния. Речь идет, как о структуре будущего конкурентного энергорынка и завершении приватизации тепловой генерации и облэнерго, так и об установлении опосредованного контроля над деятельностью крупнейших государственных энергетических гигантов в лице «Энергоатома» и «Укрэнерго».
Интерес общественности к будущей корпоратизации обеих компаний подогревается определенной недосказанностью самого президентского плана. Возникает закономерный вопрос: мы говорим «корпоратизация», а подразумеваем что? Дальнейшую частичную приватизацию акций? Или сохранение акций в 100-процентной госсобственности на неопределенный срок с непониманием, что делать дальше?
В принципе, как показывает мировой опыт, в самой идее акционирования таких стратегически важных для страны предприятий, как «Энергоатом» (в январе производил 48% электроэнергии в стране) или «Укрэнерго», ничего плохого нет.
Как подсказывает элементарная экономическая логика, и «Энергоатом» и «Укрэнерго» уже давно пора корпоратизировать и акционировать, чтобы привести организационную структуру предприятий в соответствие с современными мировыми рыночными требованиями, расширить их хозяйственно-финансовые возможности, обеспечить их капитализацию, а также возможность привлечения прямых инвестиций. Как известно, государственной и некорпоратизированной атомная энергетика остается только в Украине и Иране. Доходит до смешного: «Энергоатом», как госпредприятие, не может даже открыть свое представительство в Москве.
При этом от того, что «Энергоатом» или «Укрэнерго» по своим уставам остаются государственными предприятиями, никто в Украине на самом деле не выигрывает.
Достаточно только вспомнить, как эффективно «Укрэнерго» под чутким регуляторным руководством НКРЭ провело в ноябре прошлого года аукцион по продаже межгосударственных сечений ЛЭП для экспорта электроэнергии в 2013 году. Вкратце напомним: в результате того скандального аукциона его единственному участнику в лице предприятий энергохолдинга Ахметова ДТЭК удалось монопольно выкупить направления экспорта электроэнергии в страны ЕС, Беларусь и Молдову по стартовой цене в 420 тыс. грн. Это примерно по цене хорошо укомплектованной Toyota Camry.
Со схожими результатами в пользу ДТЭК закончились также не менее скандальные экспортные аукционы, проведенные НЭК в 2010 и 2011 гг. Разница, пожалуй, лишь в комплектации Toyota Camry. И, наоборот: на аукционе в 2009 г., когда в ходе торгов была обеспечена реальная конкуренция, сечение одного только «Бурштынского энергоострова» в западноевропейском направлении было продано за 141 млн грн. Не сложно представить себе масштабы финансовых потерь, понесенных государственным «Укрэнерго» на трех последних годовых экспортных аукционах.
Пример с экспортными аукционами является лишь одним из эпизодов, подтверждающим, насколько «эффективно» и в «государственных интересах» могут действовать государственные энергокомпании. И таких эпизодов можно приводить десятки.
Еще раз повторимся: в самом акционировании НАЭК или НЭК ничего плохого нет. Проблема состоит лишь в желании определенных бизнес-административных групп в Украине сохранить или установить за собой контроль над энергообъектами в ходе их структурно-организационного реформирования. Особенно небезопасной такая попытка будет выглядеть в случае с диспетчерским центром, который отвечает за баланс между производством и потреблением электроэнергии в стране и представители которого дают окончательную команду на то, какой энергоблок запускать, а какой останавливать.
Когда-то, в первой половине «нулевых», возникла дискуссия: можно ли передавать «Укрэнерго» с диспетчерским центром в состав крупного государственного энергохолдинга или нет? Речь идет о НАК «Энергетическая компания Украины», тогдашний президент которой Олег Дубина утверждал, что да, можно. Однако в ответ ему тогдашний министр топлива и энергетики Сергей Тулуб сумел доказать: этого делать не стоит. Диспетчерский пульт должен быть равноудаленным от всех участников рынка без исключения. Этот тезис до настоящего времени еще никто не опроверг.
Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Последние новости