Темы дня:

Атомная энергетика ставит блок

Атомная энергетика ставит блок

Кто из украинских олигархов заработает на конце света

В понедельник Госинспекцией по ядерному регулированию будет принято решение об остановке первого блока Южно-Украинской АЭС с 1 января 2013 г на неопределенный период. Причина – незавершенные работы по продлению срока его эксплуатации. В «Энергоатоме» считают, что неопределенный период затянется на 230 суток. За это время, если Украину не накроют веерные отключения, один из олигархов получает шанс приумножить состояние. По этой причине сохранить действующий тариф на электроэнергию не удастся.

Остановка атомного блока-тысячника в зимний период для Украины означает, во-первых, минус 645,3 млн КВт-ч в месяц – 1/25 от общего потребления электроэнергии в стране. Это в 10 раз больше, чем вырабатывает вся возобновляемая энергетика Украины – солнечная, ветровая, био- в благоприятный сезон.

Во-вторых, когда минувшей зимой на Запорожской АЭС «отвалился» один энергоблок, Украине пришлось импортировать электроэнергию из Российской Федерации. Причем, остановив при этом собственный экспорт в Молдову и Беларусь. Покрыть дефицит электроэнергии тогда попытались за счет поставок с тепловых электростанций, но помешало резкое похолодание – увеличилось потребление, и резерва мощностей не наблюдалось.

Разумеется, можно было запустить законсервированные газо-мазутные блоки ТЭС. Но регулируемый государством тариф на электроэнергию при нынешних ценах на газ не позволяет такого. В этой ситуации заставить частного собственника поднять газовые блоки нет возможности, а у государственных энергокомпаний на закупки газа вместо угля, который уже в избытке лежит на складах, как обычно, нет средств. Поэтому в январе 2012 г было принято решение перейти на импорт электроэнергии “как временную меру на период чрезвычайной ситуации”. В результате от экспорта в Молдову и Беларусь пришлось отказаться государственному «Укринтерэнерго», а импортом занялся частный бизнес – ДТЭК.

Дело в том что, несмотря на регулярно разрезаемые ленточки при торжественном запуске новых объектов (исключительно «зеленых»), проблема дефицита электроэнергии в условиях, когда у атомщиков внезапно отключается хотя бы один энергоблок, не решена. Тепловикам (читай – ДТЭК, которая контролирует около 80% тепловой генерации страны) не выгодно прекращать экспорт электроэнергии и продавать ее замерзающим соотечественникам по демпинговому на фоне европейских цен тарифу. А у государства нет свободных средств на газ.

Этим самым тарифом (а для атомщиков он втрое меньше, чем для тепловиков, и является компенсирующим для заниженного «социального» тарифа для населения) не были в течение трех лет предусмотрены в полном объеме средства на работы, необходимые для продления эксплуатации на Южно-Украинской АЭС. Вследствие чего первый блок ЮУ АЭС будет остановлен на неопределенный период.

Впрочем, представители «Энергоатома» о сложном финансовом положении компании в публичных дискуссиях стараются умалчивать. Так, по словам первого вице-президента – технического директора компании Александра Шавлакова, в начале 2011 года регулятором предписывалось выполнить 19 обязательных мероприятий для продления срока эксплуатации энергоблока. Однако после аварии на японской АЭС Фукусима, их количество увеличилось до 50. Между тем часть мероприятий не относятся к старению блока и не влияют на безопасную работу АЭС.

В МАГАТЭ признали, что реакция Украины на фукусимские события является оперативной и качественной. Да и в целом из года в год наша страна демонстрирует хорошие показатели роста безопасности АЭС. Правда, как сказал в беседе со «Свободной прессой» представитель одной из АЭС, «повышение безопасности – процесс безграничный, поэтому хотелось бы, чтобы требования регулятора (ГИЯР – Ред,) в этом вопросе мотивировались здравым смыслом, а не желанием за счет атомных станций красиво выглядеть перед Западом и общественными организациями».

На вчерашней коллегии Госинспекции ядерного регулирования (ГИЯР) «Энергоатом» попытался апеллировать к регулятору аргументом, неожиданным для наблюдателей: дескать, промышленная эксплуатация первого блока Южно-Украинской АЭС началась не в 1982 г, а годом позже, о чем вроде бы говорится в соответствующем письме от генерального конструктора. Однако глава ГИЯР Елена Миколайчук дала понять атомщикам, что остановка блока неизбежна, а Минэнергоугля порекомендовало пересмотреть графики нагрузки энергосистемы без учета одного «миллионника».

Таким образом, с января любое понижение градуса относительно среднестатистических -10°С для Украины может оказаться критическим, как и год назад. Можно представить, что будет, если на фоне простаивающего блока ЮУ АЭС отключится еще один атомный энергоблок (не суть важно, по какой технической причине).

Впрочем, отличие грядущих событий от ситуации в январе 2012 г имеется. В октябре Кабинет министров лишил НАК “Нафтогаз Украины” монополии на продажу импортного газа. Теперь внутренний рынок страны приобрел новые очертания: торговать на внутреннем рынке могут все – и наши трейдеры, и импортные. При одном условии – доступа к сетям, который сегодня ограничен собственником обл- и горгазов в лице Дмитрия Фирташа.

Поэтому в новом сезоне дефицита электроэнергии перед правительством может стать мучительная проблема выбора: кому дать возможность заработать на проблеме – Дмитрию Фирташу, заставив государственные ТЭС запустить на период энергодефицита резервные газо-мазутные блоки, или Ринату Ахметову – на импорте электричества, притом что он является монопольным экспортером электроэнергии в Европу.

На первый взгляд, больше шансов получить дополнительный контракт у Ахметова. Если бы не одно «но». Договариваться об импорте ему придется с Россией, где своя энергосистема в последние дни бьет рекорды потребления. В федеральном штабе по обеспечению безопасности электроснабжения РФ сообщают, что в регионах высокого риска даже единичная авария может привести к ограничению потребления. А в случае нескольких крупных аварий (например, отключения теплового блока и линии электропередачи) даже благополучные с точки зрения энергообеспечения регионы не застрахованы от введения ограничений. Хотя, с другой стороны, в экспорте энергоносителей из РФ всегда политика мотивировала экономику.

Впрочем, проблема для украинского потребителя заключается не в том, кто и сколько заработает на отключении атомного блока. Замещение атомного энергоблока любыми поставками – будь то ТЭС или российский импорт, автоматически повышает оптовую цену киловатта. И оплачивать эту разницу придется и промышленности, и населению.

 

Ukrnews24.net

 

Подписывайтесь на Ukrnews24.net в Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Последние новости